Добро пожаловать в независимый Южный Судан

Южный Судан Флаг в руках
Большая часть населения Южного Судана проголосовала за независимость

Украина признала независимость Республики Южный Судан – соответствующий указ N10/2012 на днях подписал Президент Виктор Янукович.
Суверенный статус Южного Судана вступил в силу 9 июля 2011 года после того, как в результате референдума 98,83% населения этой ранее автономной территории в пределах Судана проголосовали за независимость Южного Судана от Судана. Через пять дней – 14 июля 2011 года Южный Судан стал членом ООН. С того момента Южный Судан признали более ста государств.
Южный Судан находится в северо-восточной части Африканского континента и граничит с Суданом, Центрально-африканской республикой, ДР Конго, Угандой, Кенией и Эфиопией. История Южного Судана — это постоянные войны между племенами за продовольствие, скот, воду, а теперь еще и нефть.

История племенных войн
Важной отличительной особенностью большинства африканских стран и, в частности, Южного Судана является отсутствие понимания необходимости государственных образований в современном понимании. Принадлежность к тому или ному племени, часто не имеющему четких территорий для собирательства, охоты и земледелия, до сих пор остается главным в Африке.
Арабы за многовековую историю войн не смогли интегрировать Южный Судан в свою культурную и политическую палитру. К моменту колонизации Африки европейскими странами в Южном Судане по-прежнему не существовало никакого государственного строя.
Некоторый прогресс имел место при османском правлении Египтом, когда в 1820-1821 годах режим Мухаммеда Али смог достичь успехов в активной колонизации региона.
В период существования англо-египетского Судана (1898-1955 гг.) Великобритания старалась ограничить исламское и арабское влияние на Южный Судан, введя отдельное управление соответственно арабским Севером и негритянским Югом Судана, а в 1922 году даже издав Акт о введении виз для суданского населения на передвижение между двумя регионами. Одновременно проводилась католизация негритянского Южного Судана, в результате чего в этой части Африки путешественники с удивлением для себя могут обнаружить большое число последователей Христианства. В 1956 году было объявлено о создании единого суданского государства со столицей в Хартуме, а в управлении страной превалировало доминирование политиков с Севера, пытавшихся проводить арабизацию и исламизацию Юга.
Это, разумеется, не находило поддержки среди южан, что и стало причиной не затихающих по сей день конфликтов. Последние полвека страна провела в войнах, разделяемых короткими перемириями.
Подписание в 1972 году Аддис-абебского соглашения привело к прекращению Первой гражданской войны (1955-1972) между арабским Севером и негритянско-католическим Югом и предоставлению Югу определенного внутреннего самоуправления.
В 1969 году в результате военного переворота власть в Судане захватил Джафар Нимейри, возобновивший политику исламизации. В уголовное законодательство страны были введены предусмотренные исламским правом такие виды наказаний, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук, после чего вооруженный конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана.
С 1982 по 2004 годы в Судане шла Вторая гражданская война – несмотря на ее формальное окончание, отдельные вооруженные столкновения преимущественно в Южном Судане продолжаются и поныне.
Так, сегодня по сообщению BBC со ссылкой на представителей властей Южного Судана, более 40 человек были убиты во время межэтнических столкновений в штате Джонглей. Вооруженные члены племени мурле осуществили атаку на две деревни племени лу нуэр и угнали десятки тысяч голов скота. На прошлой неделе Южный Судан объявил штат Джонглей, где в результате межэтнических столкновений были убиты около 150 человек, зоной бедствия. В результате межплеменных столкновений в штате Джонглей за последние несколько месяцев погибли около тысячи человек. Большинство жертв – женщины и дети. Во время конфликтов враждующие племена похищают друг у друга детей.
По оценкам аналитиков, за прошедшие два десятилетия гражданской войны погибли более 2 млн. мирных жителей. В результате политической и экономической нестабильности, вооруженного противостояния и нарушения прав человека более 4 млн. южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в соседние страны.
9 января 2005 года в Кении было подписано Найвашское соглашение, предоставившее региону автономию, а Южный Судан получил право после 6 лет автономии провести референдум о своей независимости.
Статус автономии позволил международному сообществу ввести в зону конфликта миротворческие и гуманитарные силы. В течение шестилетнего временного периода власти юга организовали достаточно полный и эффективный контроль своей территории действующим правительством Южного Судана со всеми министерствами, включая вооруженные силы и органы правопорядка. По всем оценкам, способность и желание неарабского региона жить самостоятельно не вызывали сомнения.

Нефть и вода – причины современных войн
Важной составляющей государственности Южного Судана является нефть и вода. Недавно разведанные запасы нефти представляют собой главный ресурс страны, на который опирается вся экономика страны. Здесь добывается около 375 тыс. баррелей нефти, качество которой значительно превосходит ту, что добывается в районе Персидского залива. Северный Судан контролирует трубопроводы, через которые нефть идет на экспорт, в связи с этим у каждой стороны присутствуют собственные интересы в вопросах распределения «черного золота».
Что до воды, то совсем недавно политические лидеры Южного Судана вспомнили о том, что именно на их территории рождается великая река Нил, и решили покончить с прежней несправедливостью, когда Египет и Судан, по сути, диктовали всем остальным меру потребления воды. Сегодня все страны нильского бассейна связывают собственное развитие на ближайшие годы с активным использованием воды Нила и его притоков. Южным суданцам пришла мысль об увеличении пригодных для обработки земель за счет их орошения. Власти Южного Судана при поддержке Израиля приступают к реализации целой серии амбициозных ирригационных сооружений на Ниле.
Важное значение в планах развития Южного Судана также имеет гидроэнергетика – в этой стране уже приступили к возведению серии гидротехнических сооружений и плотин на притоках Большого Нила, что вызвало ярость в Египте и Судане, которые опасаются того, что не дополучат ранее получаемых объемов воды.
Для Египта и Судана проблема наличия необходимого объема воды является вопросом жизни и смерти. Компромиссного решения этой ситуации нет: в случае малейшего изменения сложившегося положения последствия для экономика обеих стран будут катастрофическими. А при его сохранении по-прежнему будут страдать интересы почти десятка стран (среди которых и Южный Судан), по сути лишенных реального доступа к источникам воды на своей же территории.

Туристическое будущее
Несмотря на оптимизм руководства Южного Судана в построении нового государства, страна представляет собой далеко не идеальное зрелище. Во всех городах, в том числе и в столице Джубе дома – без номеров, а улицы – без названий. Жилища преимущественно построены из соломы и глины, а сама столица в большинстве районов напоминает скорее деревню из шалашей.
Водопровод и канализация отсутствуют. Главным источником воды является Белый Нил, приток Большого Нила. Воду из реки пьют безо всякой очистки или хлорирования. Городские стоки сливаются сюжа же – прямо в реку, из которой потом пьют. Везде импровизированные свалки, на каждом шагу валяются пластиковые бутылки, сломанная мебель, грязная бумага, рваная одежда. И все это – в условиях страшной жары. Детей до трех лет в Джубе не регистрируют из-за большой смертности (в частности, от малярии).
Авиасообщение со странами мира практически отсутствует. В настоящее время в Южный Судан можно прилететь самолетом лишь из соседних африканских стран: Кении, Уганды, Эфиопии и Конго. С автодорогами все также сложилось не лучшим образом: между Суданом и Южным Суданом их нет, и если случайный путешественник решит отправиться сюда из Судана, то единственный выход – плыть по Нилу вверх по течению, «гидростопом». У попутных пароходов часто нет даже якоря, а потому каждый вечер такие плавсредства намеренно садятся на мель, чтобы за ночь их не снесло обратно на север по течению. А утром все пассажиры и капитан прыгают за борт и сталкивают пароход с мели. Ночью такие пароходики не ходят из-за отсутствия электричества и фонарей.
Туристическое будущее Южного Судана связывают с богатым животным миром и дикой природой. Природа и животный мир являются нескольких национальных парков настолько богаты, что на Черном Континенте их можно сравнить лишь с флорой и фауной Кении и Танзании.
В недавно созданном национальном парке Бадингило обитают несколько видов гигантских антилоп, а также жирафы, львы, гепарды и значительная популяция птиц. У сезонной миграции животных в Южном Судане не существует аналогов. Хотя парк Бадингило занимает 10 тыс. кв. км, зона дикой природы на самом деле гораздо шире: речь идет о самом крупном участке нетронутой саванны в Восточной Африке, в результате чего уже было выдвинуто предложение о троекратном увеличении территории заповедника.