Первые итоги аннексии Крыма

2014-04-13_03_Russian Troops Crimea RussiaС момента «официальной» аннексии Крыма Россией прошло чуть больше месяца. Сегодня можно оценить первые практические последствия отгремевших на полуострове митингов с лозунгами «Слава России!», пишет krymr.com. Итак, с чем столкнулись крымчане в результате оккупации и все ли из того, что было обещано им сепаратистами, сбылось?

Главным плюсом российской аннексии для ее сторонников является то, что уже месяц они чувствуют себя победителями, вернувшимися «на свою родину», а также спасенными от мифических «бандеровцев» – ненавистников русских, коими якобы кишит Украина. Теперь у них есть свой флаг (триколор), своя «небандеровская власть», российские паспорта, и скоро будут повышенные зарплаты и пенсии.

Но тот, кто заглянет за эту «яркую обертку», без труда убедится, что аннексия Крыма не самым позитивным образом затронула все без исключения сферы жизни на полуострове. Ощутили ее крымчане всех возрастов и социальных статусов. Опустим пока проблемы гуманитарные. Начнем с самого осязаемого – финансового вопроса. Ведь не секрет, что многие, кто 16 марта голосовали на «референдуме» за присоединение Крыма к России, делали это, исходя не столько из патриотических побуждений, сколько ради прибавки к зарплатам и пенсиям.

Цены перекрыли надбавки к пенсиям

Несмотря на обещания, первая пенсия, которую получили от России крымские пенсионеры, отличилась от украинской только валютой – ее выдали в том же объеме, но в российских рублях, снова пообещав 25%-ную прибавку. Многие ее действительно уже получают, но не с марта, как обещалось, и не все. Спросите у жителей крымских глубинок.

Впрочем, рост пенсий и зарплат не проходит бесследно для общей стоимости жизни. С учетом того, что за последний месяц цены на продукты питания, товары и услуги в Крыму повысились в 1,5-2 раза, ощутить реальную разницу «российского» благосостояния от украинского вряд ли удастся.

Нынешние власти автономии, конечно, пытаются выравнивать ситуацию, грозно предупреждая местных предпринимателей, что наживаться на крымчанах в нынешних условиях некрасиво, неправильно и будет караться соответствующе, но пока ничего существенно не изменилось. При этом обещают неоднократное повышение пенсий и зарплат.

Банковский коллапс

Как только на территории Крыма перестали действовать законы Украины, прекратила работу и украинская банковская система. Принятый позже Федеральный закон о банковской системе в Крыму во время переходного периода не только не реанимировал ее, но и добил очень многие банки.

С одной стороны, банковским отделениям разрешено работать в Крыму до конца года без российской лицензии, а с другой – их обязали передать Центробанку все данные о своих клиентах, то есть раскрыть банковскую тайну, за что украинское законодательство предусматривает уголовную ответственность. Это и заставило почти все украинские банки полностью свернуть деятельность своих отделений в Крыму.

На полуострове прекратилась какая-либо межбанковская финансовая связь с материком. Перевести средства при помощи оставшихся здесь банков невозможно ни в одну, ни в другую сторону. Только в Россию. О системе Интернет-магазинов и электронных денег речи тоже нет.

Сейчас под крымскими отделениями банков – многочисленные очереди из тех, кому уже «российская власть» пообещала вернуть их вклады.

Вода «остановилась»

Дефицит воды – тоже одна из осязаемых проблем крымчан после российской аннексии. И если жители городов ее пока еще не ощутили, то в ближайшие месяцы столкнутся с ней непосредственно. Из-за несогласованных действий крымских сепаратистов и украинской власти в Крым с материка прекращена подача воды, крайне необходимой сельскому хозяйству полуострова в виду его засушливого климата.

И пока «власти» Крыма и официальный Киев винят в проблеме друг друга, крымские аграрии и владельцы приусадебных участков продолжают ждать начала поливного сезона. Притом, что вода в Северо-Крымский канал так и не поступила. Не говоря уже о том, что для подачи на поля он должен наполниться и «дойти» до регионов, на что тоже уйдет неделя-две. Начинать сезон в середине мая – непозволительная для Крыма роскошь. Поскольку к тому времени рассаду, которая нуждается в высадке в грунт (а без полноценного орошения это невозможно), останется только выбросить.

Крымские сепаратистские власти успокаивают крымчан, заявляя, что воду буду доставлять на полуостров из Краснодарского края. Но пока о доставке хотя бы одной бочки/бутылки воды не сообщалось. Если проблему не уладят в ближайшие дни, в Крыму следует ожидать очередного подорожания продуктов – овощей и фруктов. Невозможно здесь также будет выращивать рис, кукурузу и сою.

Запрещенные и дефицитные продукты

В апреле Россия запретила ввоз на свою территорию украинской свинины. Под запрет попал, соответственно, и Крым. Стоимость ее на крымских рынках тут же «взлетела» до 100 грн. за кг.

Но кроме мяса еще ряд продуктов в Крыму являются «критическими товарами», то есть привозимыми из Украины. В их числе – сахар, растительное масло, молоко и молочная продукция. Их ввоз на полуостров пока не запрещен, но из-за ситуации с пограничным контролем и ухода из Крыма ряда предприятий-поставщиков указанные продукты в Крым в полном объеме не поставляются.

Местные сепаратистские «власти» обещают без проблем выйти и из этой ситуации. Так, «министр» аграрной политики и продовольствия Крыма Николай Полюшкин уверяет, что все указанные категории товаров «в избытке наличествуют в Краснодарском крае, откуда их готовы завезти по первой же заявке крымчан».

Экономика: от одной зависимости к другой

Проводя «референдум» 16 марта, крымские сепаратисты много говорили о предстоящей финансовой самостоятельности полуострова, который до этого дотировался из Госбюджета Украины. Много говорилось также о том, что крымчанам после «присоединения» к России предоставят возможность быть экономически самостоятельными, выбирать свой экономический курс и тратить заработанные средства на себя, а не отдавать в общий котел государства. Но прошел месяц, и правительство аннексированного Крыма публикует объявление о том, что отбором инвестиционных проектов, которые должны будут реализовываться на полуострове, теперь занимается Федеральное агентство по туризму Российской Федерации. Заявки с инвестроектами теперь следует отправлять в Москву.

То есть из одной зависимости (от Киева) полуостров попал в другую (теперь уже от Москвы). И если завтра какой-нибудь московский «папа» захочет построить санаторий на заповедных землях Южного берега Крыма, как это неоднократно было при «украинской каденции» полуострова, протестующим общественникам и жителям этих регионов придется ехать за справедливостью гораздо дальше, чем к «дядьке в Киев».

Гуманитарная сфера: украинцы здесь «больше не живут»

Масштабные изменения в результате аннексии Крыма грядут в гуманитарной сфере Крыма. С первыми проблемами столкнутся крымские выпускники. Им обязуются выдать два аттестата о получении общего среднего образования – российский и украинский. Но в случае с последним все разрешится успешно лишь в том случае, если представитель «Министерства» образования и науки, молодежи и спорта самопровозглашенного крымского правительства без последствий прибудет в Киев для получения аттестатов.

Второе испытание для выпускников – сдача украинского ВНО (внешнего независимого оценивания знаний) или российского ЕГЭ (единый госэкзамен). Для сторонников украинского образования дополнительным стрессом станет необходимость ехать на материк для прохождения тестов, поскольку в Крыму их отменили из-за аннексии, а для сторонников российского – по причине различий в школьных программах России и Украины.

Ощутят на себе приход России в Крым и маленькие крымчане. Учеников Украинской школы-гимназии уже начиная со следующего учебного года могут лишить возможности учиться на украинском языке. Местные «власти» хотят русифицировать гимназию, оставив украинский язык как факультативный. Родительский совет учреждения сейчас всячески пытается предотвратить процесс.

Вместе с тем, известно, что уже новый учебный год крымские школьники начнут с российскими учебниками и программой, в которой украинский язык отсутствует вообще, либо изучается как дополнительный. Учителей украинского языка и литературы уже записывают в группы переквалификации, конечно, на учителей русского, а также на школьных психологов. Кстати, где найти психологов для учителей украинского?

Сфера безопасности в Крыму

Вопрос безопасности в Крыму не менее актуальный. Чего только стоит присутствие на полуострове «крымской самообороны». Той самой, чьи представители еще в марте похищали крымских и киевских активистов, осмелившихся приехать в Крым во время проведения «референдума», избивали журналистов и ломали им аппаратуру, обыскивали на улицах обычных граждан, которые казались им подозрительными.

А менее чем через месяц после этого сепаратистские «власти» не только раздали им награды, но и пообещали официальный статус. То есть совсем скоро они начнут определять меру закона и беззакония в Крыму на официальных основаниях!

Уже сегодня бывший крымский парламент, назвавшийся «Госсоветом Республики Крым», на свое усмотрение определяет, кого впускать на полуостров, а кого – нет. В правоохранительных органах Крыма невозможно добиться не только возбуждения уголовных дел по тем или иным делам, но и какой-либо информации о них, ведь в России действует тот же Уголовно-процессуальный кодекс, который Украина давно отменила.

Надежды на справедливые суды тоже нет. Поскольку все судьи, которые работают в Крыму, сейчас полностью зависят от государства России, хоть и назначались парламентом Украины. Новые гражданство, присяга и утверждение в Высшей квалифкомиссии потребуют исключительной лояльности. Потому не стоит сомневаться, что в будущем выноситься решения здесь будут лишь «правильные».

Туризм

Последние годы в Крым приезжали более 6 млн. туристов. Из них россияне составляли почти 1,5 млн, белорусы – более 300 тыс., другие гости из стран ближнего и дальнего зарубежья – около 300 тыс. И около 4 млн. прибывали на ЮБК из континентальной Украины. Добавьте к этому еще одну показательную цифру – 90% крымчан в той или иной степени жили за счет отдыхающих (не только сдавали жилье, но и были задействованы в их оздоровлении, обслуживании и т.п.).

А теперь курортный сезон под большим вопросом. Это катастрофа для тех, у кого связанный с туристами бизнес – едва ли не единственный способ заработка, ведь, с одной стороны, уровень безработицы в Крыму никто не отменял. На каждом вокзале любого приморского городка с началом курортного сезона годами формировались многочисленные толпы «частников» и представителей квартирно-посреднических бюро, наперебой выкрикивающих: «однокомнатная квартира – 300 грн. в сутки!», «комната с хозяйкой – 100 грн!», «хостел – 120 грн.!» Куда теперь деваться всем этим людям? За счет чего они будут жить? Добавьте к этому многочисленные санатории, пансионаты, профилактории и прочие оздоровительные заведения Крыма, цена проживания в которых для отдыхающих колебалась в пределах 500-1200 грн. в сутки. Помножьте эти деньги на количество курортников и число проведенных там дней – получатся внушительные суммы финансовых потерь для всей туристической индустрии полуострова.

К тому же в некоторых гостиницах и частных санаториях их хозяева, напуганные стремлением самопровозглашенных крымских властей к национализации частного бизнеса, пытаются хоть как-то спастись от убытков и уже приступили к увольнению наемного персонала и даже вывозу наиболее ценной мебели и оборудования.

Будет ли все это способствовать инвестированию в здешний сервис – вопрос, думается, риторический. Поневоле напрашивается мысль: при всех аргументах российской верхушки по поводу ситуации в Крыму нельзя исключать и того, что нынешняя нестабильность здесь – это, в том числе, и стремление устранить прямого конкурента Сочи как летнего курорта.