Мелина Меркури: «Я родилась гречанкой и умру гречанкой»
6 марта исполнилось 19 лет со дня смерти Мелины Меркури, женщины-символа Греции, символа борьбы греков за свободу в период хунты Черных полковников (1967-1974 гг.), которые лишили ее гражданства, и на демонстрацию протеста против диктатуры в далекой от американского континента Греции вышли тысячи американцев, полюбивших бесстрашную, бесшабашную Мелину Меркури, а через нее – и Грецию.
Прошедшая неделя прошла под знаком памяти Мелины. Именно так звали и зовут ее греки, по имени, и этой чести удостоилась, пожалуй, лишь еще одна гречанка – любимая актриса Алики Вуюклаки, Алики.
Мелина — заноза «в лапе» Британского льва
На Первом историческом кладбище в Афинах 6 марта состоялись поминки – скромные, семейные, хотя смерть Мелины Меркури в нью-йоркском госпитале «Мемориал»19 лет назад стала для Греции масштабным событием. Как, впрочем, и ее похороны 10 марта с почестями, какими оказываются в Греции усопшему премьер-министру.
Сегодня праздник женщин 8 марта: в 1994 году он стал днем траура по Гречанке с большой буквы, и поэтому мы ни минуты не сомневались в том, кого из греков, а, точнее, гречанок, выбрать Лицом недели.
О Мелине Меркури нельзя было не вспомнить и еще по одной причине, в связи с недавними вызывающими заявлениями премьер-министра Британии, Дэвида Кэмерона, о том, что возвращать мрамор Парфенона Греции Британия не собирается. Дело в том, что именно Мелина Меркури развернула и возглавила борьбу за возвращение памятников греческой Античности из Британского Музея. Борьбу, которую продолжил после смерти Мелины ее муж, американский режиссер Жюль Дассен, отец всеми любимого певца Джо Дассена. Мелина сумела и из Жюля Дассена сделать грека: он умер в Афинах в 2008 году и похоронен рядом со своей любимой Мелиной, в семейном склепе Меркурисов.На фотографии Мелина улыбается на фоне Парфенона. Эта же фотография украшает станцию метро «Акрополь» в Афинах, покинув которую, попадаешь под сень Акропольского холма, выходишь к Акрополькому музею, за постройку которого Мелина Меркури и Жюль Дассен боролись долгие годы, но так и не дожили до его открытия в 2009 году: Мелина не дожила целых 15 лет, Жюль Дассен всего ничего – лишь один год.
Внучка Афинского мэра, ставшая кинозвездой
Мелина Меркури – плоть от плоти Афин. Внучка одного из лучших мэров греческой столицы, Спироса Меркуриса, и дочь одного из крупнейших и достойнейших политиков, депутата греческого парламента в течение 30 лет, Стаматиса Меркуриса, Мария-Амалия Меркури (под таким именем ее крестили) родилась 18 октября 1920 года.
С того самого момента в семье Меркурисов поселилось вечное беспокойство. Заноза. Мелина ни в чем не походила на девочек из приличных семей, бывала часто, бурно и безразборчиво влюблена, ничего не боялась, и получила аттестат об окончании школы только благодаря… двум телохранителям, которых приставил к ней дед, и которые со значением смотрели школьным экзаменаторам в глаза, поигрывая оружием. Она и замуж выскочила в юности назло всем и, отбывая на медовый месяц со своим мужем, послала телеграмму своим родителям: «Вышла замуж».
Муж сдержал свое слово и не препятствовал юной жене отдаться целиком и полностью своей главной страсти – театру. Да и как ей можно было что-то запретить? Он же первый стал свидетелем того, что ей все нипочем!
В 1944 году Мелина окончила Драматическую школу Национального театра и сыграла свою первую роль на его сцене – Лавинию в пьесе О’Нила «Электре подобает траур». Но настоящие овации пришли к ней, когда она сыграла роль Бланш Дюбуа в «Трамвае желания» Теннеси Уильямса. С этой ролью ее долго будут ассоциировать, как в Греции, так и в Америке.
На Фестиваль в Каннах в 1956 Мелина Меркури отправилась как исполнительница главной роли в фильме «Стелла». Несмотря на то, что фильм вызвал сенсацию, равно, как и сама Мелина, премии греки так и не получили. Похоже, из-за… самой Мелины, которая оставила по себе в Каннах сильные воспоминания: греческая делегация гуляла напропалую. Говорят – вместе с советской. Мелина подружилась тогда же с Сергеем Юткевичем, получившим премию лучшей режиссуры за своего «Отелло». Темпераментная гречанка уехала в Грецию без золотой пальмовой ветви, зато… с Жюлем Дассеном, с которым она с тех пор будет неразлучна до самой смерти.
Но настоящая, безграничная европейская мировая слава к ней пришла с фильмом «Никогда в воскресенье» Жюля Дассена, где она исполнила главную роль пирейской проститутки, настоящей и безраздельной «королевы» столичного порта.
Несмотря на полный аншлаг, Жюль Дассен, режиссер и сценарист фильма, не получил в 1960 году в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», зато Мелина разделила первую премию за исполнение первой женской роли с Жанной Моро. В 1961 году фильм станет кандидатом на целых пять Оскаров – сценария-режиссуры, первой женской роли, костюмов для черно-белого фильма, и музыки. В Грецию приедет лишь один из Оскаров — Маноса Хадзидакиса за лучшую музыку к фильму. (В 70-ых годах Манос Хадзидакис вышвырнул драгоценную статуэтку в мусорное ведро, и, если бы его сестра вовремя не спохватилась, над вожделенным Оскром и по сей день на городской помойной яме вилось бы воронье!).
Такой, какой она была в «Никогда в воскресенье» Мелина навсегда и запомнилась.
О том, что в Греции произошел переворот, мир узнал не столько из СМИ, сколько из интервью Мелины Меркури американскому телевидению. В тот же вечер ей передали, что Черные полковники лишили ее гражданства. Тогда Мелина и произнесла историческую фразу, которую неплохо бы повторять всем греческим политикам перед зеркалом по нескольку раз в день:
«Я родилась гречанкой и умру гречанкой. А Паттакос (один из трех полковников) родился фашистом и умрет фашистом».
Стилианос Паттакос жив до сих пор. Сейчас ему 101 год… Он освободился из тюрьмы в 1990 году по состоянию здоровья, и ни минуты не жалеет о своих действиях в «черное» полковничье семилетье…
Министр культуры и борец за мрамор Парфенона
Мелина вернется в Грецию в июле 1974 года, через два дня после падения хунты. Вернется, чтобы заняться театром и вскоре — политикой, скорее – вопросами культуры в составе нового правительства Андреаса Папандреу, победившего на выборах 1981 года во главе партии ПАСОК. С 1981 по 1989 годы Мелина Меркури занимает пост министра культуры, и впервые вопросы культуры выносятся на первые страницы центральных греческих газет.
Идея возвращения мрамора Парфенона из Британского музея родилась у Мелины еще в 1962 году, когда на съемках фильма «Федра» с ней и Антони Перкинсом в заглавных ролях, режиссер Жюль Дассен обратился к администрации Британского музея с просьбой провести в его залах часть съемок. Британцы потребовали плату… Через 20 лет, в 1982 году, будучи уже министром культуры страны, Федра-Меркури озвучила свою идею, мутировавшую в требование, на Международном Съезде UNESCO в Мексике с участием министров культуры стран мира.
«Вы все должны понять, что значит мрамор Парфенона для нас, — сказала Мелина в своей речи. – Это наша гордость. Наши жертвы. Это символ благородства нашей нации. Это дань чести демократической философии. Это наша слава и наше имя.
Это суть нашего эллинства… И, если вы спросите меня, буду ли я жива, когда мрамор возвратится в Грецию, я отвечу: да, буду. Но даже, если и не буду, то я возрожусь. Обязательно возрожусь».
В 2014 году исполнится ровно 20 лет, как Гречанка с большой буквы ушла из жизни.
Может быть, настал час ее возрождения?
Автор Евгения Евстафиу, портал IloveGreece.ru