Отпустите меня в Гималаи
Бетонные горы многоэтажек, бесконечные потоки машин, неприветливые лица сотрудников и соседей – таковы реалии современной городской жизни. Глядя на все это, невольно вспоминаются слова старого хита: «Отпустите меня в Гималаи, отпустите меня насовсем…».
Начало массовому туризму в Непал положило движение хиппи в 60-70-х гг. Молодежь, уставшая от западной цивилизации, облюбовала Гималайское королевство, соблазнившись последним прибежищем «природного способа жизни». Особенно полюбилась «детям-цветам» долина Катманду.
Естественно, за последние годы многое изменилось, но интерес к Гималаям не утих, а, возможно, даже возрос. И это неудивительно, ведь там каждый может найти то, что ему по вкусу. Это и девственные джунгли, и самая высокая горная система планеты, а также святыни Востока, которые много веков привлекают паломников из разных стран.
Начать знакомство со Страной Снегов удобнее всего из столицы Непала – Катманду. Правда, стоит быть готовым к тому, что первое впечатление от города будет шокирующим: жара, специфический запах, грязные улицы… Как только вы выйдете из самолета, вас окружат люди, которые выхватывают сумки из рук и предлагают подвезти в отель.
Несмотря на ужасающую нищету города, в нем можно найти вполне приличные отели и рестораны европейского уровня. В названиях этих заведений воплощено все то, зачем сюда приезжают туристы: отель «Нирвана», ресторан «Дзен-буддизм» готовы распахнуть двери перед каждым любителем восточной экзотики.
Вообще, Катманду – это город контрастов. И высокий бетонный забор здесь отделяет роскошную гостиницу от нищенского квартала. Но при всей своей бедности непальцы не озлоблены на туристов, а наоборот – всегда готовы помочь. Такое отношение к материальным благам обусловлено религиозными убеждениями, которые проникли во все сферы жизни непальцев. Они верят в реинкарнацию – переселение душ, поэтому относятся ко всему просто: в этой жизни ты – бедняк, в следующей – богач.
«Намаете» – такое слово вы услышите буквально от каждого встречного. Это – традиционное приветствие на Востоке, означающее в переводе с санскрита «я приветствую Бога в твоем лице». Так выражается отношение непальцев к человеку и вообще ко всем живым существам. И это не пустой звук – в глазах этих людей, живущих отнюдь не в достатке, можно увидеть искреннюю любовь к каждому, независимо от богатства или национальности.
Древние храмы здесь соседствуют с хилыми лачугами нищих. Турист, забредший в квартал бедняков, увидит полуразваленные четырех- и пятиэтажные дома с незастекленными окнами. Большой роскошью тут считаются и двери. Дома отличаются своеобразными крышами, они опираются на сваи и выступают далеко вперед, создавая карниз, который защищает от беспощадного солнца.
Правда, крышу над головой имеет далеко не каждый непалец: возле храмов можно увидеть людей, которые подстелили под себя кусок картона и спят под открытым небом.
Восточная роскошь непальских храмов
В Катманду находится одна из всемирно известных буддистских святынь – храм Своямбхунатх. При входе в храмовый комплекс поражают своим величием три разрисованные яркими красками трехметровые статуи Будды. Застывшие взгляды каменных изваяний уже два тысячелетия встречают и провожают верующих со всех уголков планеты. Холм, на котором стоит святилище, называется обезьяньим, так как на огромной лестнице, ведущей к храму, сидит множество обезьян. Объяснение простое – животные питаются едой, которую люди оставляют в храме в виде подношений богам.
Вообще, Своямбхунатх – это целая система культовых сооружений. По преданию, они в точности повторяют расположение зданий в легендарной Шамбале, стране богов. Здесь вы увидите строения двух типов – ступы и чортены (прибежища душ мертвых).
Говорят, что после кремации тела Будды пепел был разделен на восемь частей, каждая из которых была замурована в специальное строение – ступу. В последующие столетия в ступы замуровывали пепел, а иногда и забальзамированные мумии тел выдающихся учителей буддизма. Кроме того, в системе буддистской символики ступа рассматривается как вертикальная модель вселенной.
Недалеко от Катманду расположен древний город Патан. В пуранах (древних священных индуистских текстах) упоминается, что в 250-м году до н. э. долину Катманду посетил индийский царь Ашока. С ним была царица и прекрасная принцесса. Принцессу взял в жены местный царь Девапала. В честь такого события Ашока основал Патан, воздвигнув четыре ступы по краям города, а пятую – в центре. Эти ступы сохранились до сих пор, только время и непогода оставили свой отпечаток на их фасаде.
Главная площадь Патана застроена древними храмами, дворцами, религиозными монументами. Дворцовая площадь – основное место паломничества туристов. В центре площади – прекрасное творение человеческих рук, храм Кришна Мандир. Этот шедевр зодчества воздвигнут в XVII ст. в память о восьми женах короля Нарендра Малла, которые приняли обряд самосожжения после смерти своего мужа.
С древних времен среди буддистов, в рамках единственной касты ювелиров, выбирают девочку, которая достойна стать воплощением богини Таледжу.
Легенда гласит, что давным-давно, когда боги еще жили среди людей, богиня Таледжу, покровительница династии Малла, любила приходить к царям, играть с ними в кости и давать им мудрые советы. Последний раджа династии Джай Пракаш Малла, околдованный ее красотой, влюбился в нее, совсем потеряв голову. Однажды царь забыл, что перед ним богиня, и попытался ее обнять. Разгневанная этим, она навсегда покинула дворец. Но время – лучший лекарь. Богиня простила царя, но сказала, что отныне беседовать с ним будет только в образе маленькой девочки, которая еще не потеряла ни капли крови.
Эта девочка – Кумари – и сейчас живет в Катманду. Правда, богиней она остается лишь до того момента, пока по каким-то причинам (это может быть даже нечаянное ранение) она не потеряет хотя бы каплю крови. После этого она станет обычной смертной, и будут назначены новые выборы живой богини.
С незапамятных времен среди представителей лишь одной касты – касты ювелиров – выбирают ту, которая достойна стать воплощением богини Таледжу. Конкурс проводят среди бесстрашных девочек в возрасте от 3 до 5 лет, имеющих хорошее здоровье, темные глаза, черные волосы и безупречно чистую кожу. Все претендентки проходят ряд испытаний, самое страшное из которых – просидеть ночь в темной, обставленной статуями страшных зверей, изолированной комнате, в которую врываются люди, переодетые в «привидения».
Кумари живет в храме под присмотром няни и священника без привычных детских радостей. Живая богиня не имеет права босиком ступать на землю, смеяться, без разрешения появляться на людях. Обязанностей у нее немного. Днем ее садят в кресло и выносят в комнату, где она принимает жертвоприношения – сладости и цветы. Есть определенные часы, когда Кумари на несколько минут появляется в окне на обозрение верующих. Фотографировать и снимать на видео богиню категорически запрещено, но ее фотографию можно приобрести в любом магазине.
Интересно то, что живых богинь в Непале несколько. Еще одна живет в Бхакта-Пури, другая – в Патане. Кроме того, есть богини местного значения – небольших городов и сел. Неудивительно, что долину Катманду называют «долиной богов».
Обязательное омовение и одежда без швов
Что разрешается есть и пить в Непале, определяется тем, к какой касте или племени принадлежит человек Например, племя гурунги ест мясо буйвола, но не употребляет свинину. Магары – наоборот, мусульмане, они не едят мяса вообще. Зато овощи, фрукты и крупы разрешены всем. Алкогольные напитки пользуются спросом только у некоторых племен.
Приступить к трапезе можно, совершив обряд омовения, а у брахманов еще одеваются в одежду без швов. Первый кусочек пищи обязательно подносят богам и умершим предкам. Едят здесь пальцами, причем только правой руки. Левой только пьют воду.
Основной продукт питания непальцев – рис, они любят смешивать его с овощами, обязательно добавляя приправы. Национальное блюдо даль-бхат-таркари и состоит из риса, овощей и острого соевого соуса. Оно распространено в Непале так же, как у нас блюда из картофеля или вареники.
Основной продукт питания бедняков и монахов Непала и Тибета – тцампа. Это чай с добавлением молока и масла яков, рисовой муки и соли.
Непальцы придают особое значение тому, кто готовил еду. Есть можно только то, что приготовлено людьми, которые не являются представителями низшей касты. Кухню нужно освятить, а повару необходимо совершить обряд омовения.
Источник: на основе публикаций журнала «Деловой»
Pingback: Туристы зачастили в Непал | Новости туристической отрасли