Бурятия: нирвана Забайкалья
Таинственный Восток, представляющийся нам средоточием тайн, знаний и неприступных вершин, манит всякого любителя путешествий, интересующегося вечным. Оказывается, окунуться в экзотику можно, даже не покидая постсоветского пространства.
Издавна именно в Тибет, расположенный на территории современного Китая, стремились те, кто устал от суетности мира с его преходящими материальными ценностями. Однако долгожданное путешествие может оказаться не столь увлекательным, каким оно представлялось сначала. Даже если удастся, преодолев многочисленные канцелярии китайского посольства, все-таки получить разрешение на посещение Тибетского автономного района, скорее всего вас ждет разочарование.
Пять десятилетий китайского атеизма лишили Тибет того мистического очарования, которое стало его визитной карточкой со времен Рерихов. Сегодня экскурсоводы показывают туристам не буддистских монахов, а скандирующих коммунистические лозунги пионеров. Поговорить с ламами (наверняка идеологически подкованными), разумеется, дадут – в виде экзотики.
Впрочем, пообщаться в непринужденной обстановке с учителями школы гэлуга, самого влиятельного направления тибетского буддизма, можно даже не покидая рублевого пространства.
Например, в библиотеке Иволгинского дацана – на территории Российской Федерации, духовного и административного центра бурятского буддизма, хранятся древние манускрипты, которых нет даже в книгохранилищах Тибета. А сами иволгинские монахи – это в основном ученики тибетских подвижников, бежавших когда-то из красного Китая в красный СССР.
Да и природа Бурятии удовлетворит вкусы самого взыскательного путешественника. Бескрайние степи, плавно переходящие в горные хребты, исполинские скалы причудливых очертаний, самое глубокое и чистое в мире озеро Байкал пленят сердце любого туриста.
В Забайкалье буддизм проник сравнительно недавно – в конце 17 века. Первыми буддистами на территории Российской Империи стали кочевники ойраты, сменившие монгольские пустыни на плодородные степи Восточной Сибири. Местное население, отправлявшее до этого шаманские культы, быстро переняло новую веру.
Имперские власти относились к буддизму вполне лояльно. Сама Екатерина Великая лично выделяла средства для постройки дацанов. К началу 20 века на территории Бурятии существовало 34 монастыря.
Все изменила революция. Старинные манускрипты шли на оклейку уборных, монахи уходили в подполье, смешиваясь с местными скотоводами. Возрождение буддизма началось в годы войны. Тогда по инициативе Хамбо-Ламы – главы бурятских буддистов – было собрано и перечислено в фонд обороны страны 350 тыс. руб.
В благодарность Сталин разрешил Хамбо-Ламе открыть свою резиденцию под Улан-Удэ Хамбинское сумэ. Впоследствии оно обросло храмами, келиями лам, хозяйственными сооружениями, превратившись в большой дацан. По имени близлежащего поселка, его стали называть Иволгинским. А официальное название резиденции Хамбо-ламы звучит Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид, что в переводе означает «Монастырь – Колесо Учения, полное Радости и приносящее Счастье».
Добраться до Иволгинского дацана предельно просто. Столица бурятского буддизма расположена в 30 км от восточносибирского города Улан-Удэ, админцентра Бурятской автономии. Практически все российские авиакомпании совершают ежедневные рейсы из Москвы в Улан-Удэ. Доехать можно и поездом – через столицу автономии следуют практически все поезда до Владивостока.
Однако путешественникам, по каким-либо причинам не желающим отказываться от поездки по твердой земле, следует приготовиться к четырехдневной тряске в вагоне.
От Улан-Удэ в дацан ходят пригородные автобусы и маршрутные такси. Деревня Иволгинское, около которой и расположен дацан, – бурятская, хотя практически все местное население говорит по-русски.
Проблемы с проживанием тоже могут быть, но решить их довольно легко. На территории дацана работает гостиница, хотя в период религиозных праздников в ней наверняка не будет свободных из-за притока паломников. Поэтому лучше всего остановиться у кого-нибудь из местных жителей – за умеренную плату вам предоставят чистую комнату со всеми удобствами.
Не стоит путешественнику беспокоиться и о еде. Здесь находится большое количество харчевен, где готовят паровые пельмени, или, как их называют в Бурятии, позы. Готовят пельмени невероятно вкусно. Только надо проследить, чтобы мясо для поз было, согласно старинному рецепту, порублено непосредственно перед приготовлением. А то в последнее время некоторые харчевни стараются сэкономить, используя магазинный фарш. Естественно, вкус получается совсем не тот. Средняя стоимость порции пельменей – 20 рублей. А для тех, кто опасается местной кухни, можно без проблем найти рестораны, где готовят привычную для европейца пишу.
Даруй мне Благословение Тела, Речи и Сознания
Дацан представляет собой комплекс из трех храмов – пагод. Они окружены 11 священными ступами – особыми культовыми сооружениями, в которых хранятся реликвии буддизма – бумажные ленты с мантрами и частями праха особо отличившихся лам.
Исключительной святыней в оранжерее храма является дерево бодхи – отросток того самого дерева, под которым Будда достиг просветления и познал истинную природу всех существ. В некотором отдалении от храмового комплекса расположены библиотека, корпусы буддийского института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей буддийского искусства и дома лам.
Но первое, что привлекает внимание туриста, – это идущая по периметру монастыря дорожка с множеством молитвенных барабанов самых разных размеров: от колес высотой с двухэтажный дом до нанизанных на стержень консервных банок. В каждом барабане находятся записки с мантрами на тибетском языке.
Вращение колеса адекватно прочтению соответствующей молитвы. Чем больше записок с мантрами вложено в колесо, тем большее число молитв засчитывается паломнику. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится 100 млн. пергаментов с главной мантрой буддизма «Ом Мани Пад Me Хум», обращенной к верховному божеству – Авалокитешваре. По-русски это звучит приблизительно так «О Владеющий Драгоценностью, даруй мне Благословение Тела, Речи и Сознания Будды».
Зайдя в дацан, нужно, согласно знаковым числам тибетской магии, обойти по часовой стрелке периметр монастыря три, восемь или двадцать один раз, вращая молитвенные барабаны. Крутить их можно все подряд или особо приглянувшиеся, но только по часовой стрелке. Ничего страшного не произойдет, если вращать их в противоположном направлении. Но незачем шокировать местных жителей своей необразованностью.
Так, на третьем круге к заметно уставшему автору этих строк подошел послушник и, похвалив за проявленное усердие, объяснил, в какую сторону нужно вращать барабаны. Пришлось заново наматывать круги по немалому периметру дацана.
Еще одной альтернативой чтению мантр могут стать тханки – длинные ленты с написанными на них молитвами на все случаи жизни. В определенное место вписывается имя просителя, после чего тханки привязываются к дереву и мантру читает ветер. Такими ленточками завешены почти все деревья рядом с монастырем. Среди тханк встречаются настоящие шедевры каллиграфии. Продают молитвенные ленты в лавке дацана – они могут стать прекрасным сувениром для домашних.
Каждый год в 15-й день четвертого лунного месяца буддисты отмечают свой главный праздник – Дончод – день Будды Шакья-мунтьи. По преданию, именно тогда в возрасте 36 лет Будда получил просветление. Праздничные дни – самое лучшее время для посещения дацана. В это время в монастыре проводятся особо торжественные хуралы, а Учение преподают самые высокоуважаемые ламы.
На праздник собирается очень много паломников. Поэтому, скорее всего, возникнут проблемы с размещением, хотя, можно остановиться и в самом Улан-Удэ. Вряд ли во время празднеств туристам в храме будут уделять особое внимание. Оптимальный вариант: приехать на праздник Дончод, а затем остаться еще недельку. Как правило, приезжие ламы после праздников остаются в монастыре дольше, чем паломники. Таким образом, можно и присутствовать на праздничных церемониях, а также пообщаться с местным населением в непринужденной обстановке. Точные даты проведения Дончода узнать на многочисленных Интернет-сайтах.
Участвовать в буддистском богослужении – хурале – могут все. По большому счету, буддизм – это не религия, а мироощущение.
Жители дацана вполне терпимо отнесутся к тому, что присутствующие на богослужении туристы не будут исполнять всех предписанных правил. Однако, чтобы невольно не оскорбить святыню, перед посещением хурала стоит ознакомиться с правилами поведения в храме. Они вывешены у входа в монастырь, рядом с автобусной остановкой. А лучше всего обратиться в монастырское экскурсбюро. Хуварак, студент местной семинарии, проведет с вами подробный инструктаж.
В некоторых деталях правила поведения на буддистском богослужении соответствуют православным традициям. Так, перед входом в храм мужчинам следует снять головной убор, а женщинам, наоборот, быть с покрытой головой. Зайдя в храм, можно подойти к алтарю, сделать поклон перед статуями божеств (хранителей учения), попросить о жизненном благополучии, зажечь лампады. В мандалу (украшенный драгоценными камнями обруч с изображением буддистской картины мира – Святой горы Меру и четырех континентов) следует положить посильное пожертвование для умножения богатства.
Ежедневно хуралы совершаются в 9 часов утра, по пятницам – в 2 часа дня.
Расписание праздничных богослужений вывешено при входе в дацан. Однако для неподготовленного человека ламаистское богослужение может показаться довольно скучным. Состоит оно из чтения все тех же мантр на тибетском языке, временами прерываемых ритмичными ударами в бубен. Проповедь произносится на тибетском или старомонгольском языке с параллельным переводом на русский.
Отношение лам к туристам – довольно прохладное. Вряд ли серьезного монаха удастся раскрутить на разговор «о жизни». И дело тут вовсе не в ксенофобии. Буддизм – это, прежде всего, практика. А буддийская философия призвана обеспечить лишь правильную трактовку медитативных состояний. Поэтому отвлеченные разговоры здесь считают бесполезной тратой времени.
Разумеется, пребывание в Бурятии не стоит ограничивать одним лишь посещением Иволгинского дацана. Любители активного отдыха могут взобраться на хребет Хамар-Дабан. С двухкилометровой высоты открывается потрясающий вид на бескрайние степи и многотысячные отары овец. А появление путешественника в горных деревнях, где люди месяцами не видят новых лиц, вызовет настоящий фурор. Зачастую самое яркое для деревенских жителей воспоминание – это езда в московском метро лет двадцать назад. Бородатые мужики, разинув рты, готовы часами слушать самые банальные рассказы о городской жизни.
Экстремалы могут попытаться взобраться на одну из скал в долине реки Уда. Но для этого уже потребуется специальное снаряжение и разряд по альпинизму.
Конечно же, Бурятия немыслима без Байкала, рыбалки и Крутобайкальской железной дороги, по которой совершают вояж в течение шести часов по берегу самого красивого в мире озера. Любители старины смогут прокатиться вокруг Байкала на отреставрированном поезде 1900 года. Поездку на Байкал поможет организовать любая из турфирм Улан-Удэ.
Источник: на основе публикаций журнала «Деловой»