Венеция уходит под воду быстрее, чем думали
В Венеции ожидается очень высокий прилив и снова заработают «ворота Моисея».
«Ворота Моисея», официально MOSE, – это система мобильных барьеров в проливах Венеции, защищающая ее от приливов.
На днях представители академии наук Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti (ISVLA) направили премьер-министру Италии Марио Драги письмо с призывом разработать план защиты Венеции. Обращение было подписано почетным президентом института Герардо Орталли, его нынешним президентом Андреа Ринальдо и Анной Сомерс Кокс, бывшим председателем фонда «Венеция в опасности».
В июле международная группа экспертов по вопросам изменения климата опубликовала исследование об ухудшении прогнозов относительно участи знаменитого города из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В письме утверждается, что вопреки распространенным предположениям, Венеция с большей вероятностью уйдет в море раньше, чем думали. В письме призывают к защите города со стороны моря, чтобы заменить существующий морской барьер MOSE, который оказывает лишь временную поддержку. Далее требуется создание организации для решения проблем, стоящих перед Венецией, и разработки всеобъемлющего плана.
MOSE – система плавучих барьеров , основная часть которой была установлена на входах в Венецианскую лагуну в 2019 году.
«Серьезные гуманитарные и экологические катастрофы уже вызваны изменением климата, и ситуация будет ухудшаться в геометрической прогрессии, если глобальное потепление не будет контролироваться, – говорится в письме. – Исчезновение Венеции, а также других мест, красоту и историю которых мы принимаем как должное, вполне вероятно. Тем не менее ISVLA считает, что это не случай «или-или», жизни, конечно, имеют первостепенное значение, но красота, история и культура также необходимы и, где это возможно, должны быть сохранены».
Письмо вызвало дебаты. Неправительственная организация «Мы здесь, Венеция» (WAHV) утверждает, что подписавшие его стороны были правы, но также полагает, что нужно сделать Венецию углеродно-нейтральной и использовать как пример для остального мира. Джейн да Мосто, исполнительный директор WAHV, уверена, что такие меры, как внедрение водных автобусов с гибридным приводом, например, при небольших затратах могут сильно повлиять на экологию.
«Венецию следует использовать как образец устойчивости, поскольку мир борется с климатическим кризисом и должен найти способы спасти человечество. Венеция могла бы стать идеальной лабораторией для внедрения новых решений городских проблем, – сказала да Мосто Artnet News. – Венеция – самый старый город будущего».
Действительно, Венеция стала домом для многих организаций, ведущих исследования относительно климатического кризиса.
Главной причиной регулярных наводнений в Венеции становится ветровой нагон воды из Адриатики в периоды, когда на продолжительное время устанавливается северное направление ветра.
В 2019-м, наконец, была завершена установка мобильных барьеров в проливах лагуны, хотя он был утвержден еще в 1994 году. Название MOSE расшифровывается как Modulo Sperimentale Elettromeccanico — «Экспериментальный электромеханический модуль». Название MOSE также обыгрывает итальянское имя Моисея — Mosè.
Сооружение барьеров несколько раз переносилось из-за потенциального негативного влияния проекта на окружающую среду.
Барьеры представляют собой полые металлические конструкции шириной 20 м, высотой 5 м и длиной 20–30 м. При нормальном уровне воды барьеры заполнены морской водой и остаются на дне лагуны. При опасном повышении уровня они заполняются воздухом и поднимаются на поверхность, чтобы закрыть входы в лагуну.
Сейчас, 1 ноября, барьеры поднимают, так как ожидается прилив выше 110 см (при таком приливе затапливается 12% территории города, если прилив еще на 10 см выше, доля затопленной территории возрастает уже до 35%).
Сегодня вечером из-за ухудшения погодных условий MOSE снова поднимут в Венеции, чтобы защитить город от паводка, высота которого в 20:45 должна достигнуть 130 сантиметров, пишет Ansa.
Однако ряд специалистов считает, что в нынешних условиях мобильные барьеры проекта MOSE не могут стать окончательным решением проблемы Венеции.
«С изменением климата есть шанс, что шлюзы придется использовать от 150 до 180 дней в году, и они превратятся в почти постоянный барьер и прервут связь лагуны с морем, — говорит архитектор Кристиано Гаспаретто. — Если лагуна будет отрезана от моря на долгое время, она погибнет, потому что прекращается естественный обмен воды и вся ее органическая жизнь рискует исчезнуть. Если лагуна погибнет, погибнет Венеция».