В Турцию за культурой
Чем турки привлекают любителей искусства и меломанов.
В последние десятилетия Турция делает все, чтобы укрепиться в сознании туристов из Европы и стран бывшего СССР в качестве государства с самобытной культурой и претензиями на светскость и европейскость. Родина Ататюрка настойчиво позиционирует себя как страну, которая готова разделять европейские ценности. Помимо исключительно политических дивидендов, такая политика способствует привлечению дополнительного числа туристов, которым уже приелся пляжный отдых.
Ежегодно в Турции проводится более ста фестивалей. Наряду с местными фестивалями, проводимыми практически в каждом городе страны, в крупных мегаполисах проходят международные культурные фестивали и просто концерты мировых знаменитостей.
Мажорам на заметку
В то время как торговцы съезжаются в Стамбул, чтобы заполнить свои вещевые магазины турецким текстилем, их дети – любители прожигать кровно заработанные деньги на гламурных вечеринках – могут слетать в этот чудесный город на концерт любимого певца.
В горроде находятся несколько фешенебельных концертных залов и арен, где обладатели «Оскаров» и «Грэмми» чувствуют себя вполне комфортно, чего нельзя сказать о многочисленных отечественных дворцах спорта и клубах трудовой моложежи. Довольно часто концерты проходят на открытых площадках, как стадион Cemil Topuzlu Acikhava Sahnesi или Turkcell Kurucesme Arena. Стандартные гости стамбульских сцен и стадионов – Placebo, Карлос Сантана, Кати Перри, Deep Purple. Цены на билеты на концерты исполнителей такого уровня начинаются от $70-120.
Хотя идея поездки на подобные концерты может показаться на первый взгляд странной, рациональное зерно в ней все же присутствует. Ведь если в Украину звезды уровня Патрисии Каас или Карлоса Сантаны хоть и заезжают, то все же не так часто, как к нашим турецким соседям. Далее – для посещения концерта этих или других знаменитостей в Европе преданному фану нужно будет доказать в посольстве той или иной страны, что он едет именно на концерт и пополнять ряды украинских гастарбайтеров не собирается. В Турции визовые сложности отсутствуют в принципе. Сам по себе древний Константинополь является очень даже красивым городом, и его посещение наверняка привнесет в монотонные будни обычного мажора массу приятных впечатлений. Два дня в Стамбуле в 4-звездочной гостинице на двоих обойдутся от $120. А авиабилет по акционной цене – $200 (туда и обратно за одного пассажира). Таким образом, вся 3-дневная поездка (включая билеты на концерт, авиаперелет, визы, страховки, дополнительные расходы на такси и ночные клубы) выльется ориентировочно в $800-1000 на двоих. Что практически соответствует сумме, которую обычный украинский прожигатель жизни тратит на себя и свою подругу в любом крупном городе за те же три дня.
Пляжный фестиваль
Каждое лето в Измире проходит Международный фестиваль искусств. Традиционно в нем принимают участие звезды оперы и балета, симфонические оркестры, рок группы и джазовые ансамбли. Выступления проходят в театрах и концертных залах города, включая античные театры в Эфесе и Метрополисе. За время проведения фестиваля в нем принимали участие такие легендарные исполнители как Элтон Джон, Крис де Бург, Брайан Адамс, Стинг.
Среди участников фестиваля в этом году были такие известные маэстро, как скрипач Уто Уги, солировавший в сопровождении Римской филармонии, французская скрипачка Агнес Пика, польский струнный квартет Wilanow, немецкий пианист Андреас Грау. Греческий драматический театр под руководством Димоса Авделиодиса представил на суд зрителей одну из драм Софокла – представление проходило в пределах античного амфитеатра, возведенного эллинами в Эфесе более двух тысяч лет назад и сохранившего свой шарм до наших дней.
Если вы когда-либо решитесь разнообразить свой отдых аккордами вечной музыки, то проще всего добраться до Измира или Эфеса будет тем, кто остановился в Кушадасы. Отдыхающим же из Бодрума или Мармариса нужно будет потратить несколько часов на дорогу, а после концерта есть смысл не ехать ночью назад, а остановиться в одной из местных гостиниц.
Также можно спланировать всю поездку самостоятельно – поездку на фестиваль можно совместить с остановкой в любом из многочисленных отелей Измира или Кушадасы. Самый простой вариант – прилететь на самолете в Стамбул, а добраться до Измира можно из Стамбула либо на скоростном пароме и скоростном поезде (в кассах продается единый билет сразу на оба вида транспорта, около $25), либо на самолете. В Турции работает несколько внутренних бюджетных перевозчиков, так что забронировав билет заблаговременно, можно рассчитывать на тариф более низкий, чем на пароме и поезде. Поездку на фестиваль можно совместить с остановкой в любом из многочисленных отелей Измира. Если бронировать авиабилеты и гостиницу заблаговременно, то можно уложиться в $600-700 на 5 дней на двоих со всеми расходами.
Город контрастов
Культурологи и искусствоведы всегда обращают внимание на то, что на территории Турции наиболее очевидно происходит один из самых важных и конфликтных культурно-политических мировых процессов – контакт Европейской просвещенной рациональности, часто граничащей со скаредностью и мещанством, и исламского фундаментализма с его ставкой на интуицию. Средоточие турецкой двойственности – древний Константинополь, разрывающийся между двумя континентами.
Историческое противоречие легло в основу одного из наиболее важных событий в культурной жизни Турции – Стамбульской художественной Биеннале, выставки современного искусства, проходящей каждые 2 года с 1987 г.
Благодаря этому мероприятию обычная туристическая или деловая поезда будет преисполнена изысканного шарма. Вы сможете окунуться в мир арт-путешествия и увидите знаковые достопримечательности мировых культур.
Двуликость и противоречивость биеннале начинается с того, что вместо выставочных залов зачастую используются исторические места и здания Старого города. Стамбул сделал попытку перенять мировой опыт выставления современного искусства на альтернативной (немузейной) площадке. Например, во время биеннале-2007 организаторы разбросали выставку по огромному историческому району Бейоглу, выделив несколько основных зданий – каждое в различном состоянии разрушения и, подготовки к ремонту. А видеоарт показывали в подземной римской базилике-водохранилище, скульптуры расставили в султанском дворце, а некоторым художники-счастливцы удостоились чести выставить свои произведения в самой Айя-Софии.
Шедевры, выставляемые на Стамбульской биеннале, также неоднозначны. Например, восточный орнамент традиционного турецкого ковра Паулины Оловской на биеннале-2007 фрагментарно проглядывает сквозь части полуобнаженного женского тела. Заброшенный табачный склад на городских задворках стал вместилищем неожиданной саунд-инсталляции, импозантный необарочный фасад Морского Дворца скрывает в себе инсталляцию из строительного мусора, сломанных фрамуг, облупившихся стен. И так в каждой работе – смелые и бесцеремонные наложения одной традиции на другую, на третью и т.д.
11-я Стамбульская биеннале проходила в 2009 году с 12 сентября по 8 ноября. Авторитетные критики, молодые и всемирно известные художники съедутся сюда, чтобы обменяться опытом и получить вдохновение. 11-ю биеннале посетили художники из Восточной Европы, проявившие повышенный интерес к политическому искусству.
В этом году 12-я Стамбульская биеннале проходила с 17 сентября по 13 ноября и носила название «Без названия» (такой вот каламбур). Столь оригинальное название форум получил благодаря представленным одноименным работам и главным темам творчества концептуального художника-минималиста Феликса Гонзалеса-Торреса (Felix Gonzalez-Torres).
Нынешняя биеннале, по заверению организаторов, пыталась раскрыть связь современной политики и современного же искусства. Форум представил инновационные и политически откровенные работы. Основной проект биеннале курировал основатель независимой программы PIESP (Escola Sao Paulo Independent Program) Адриано Педроза (Adriano Pedrosa) и директор центра современного искусства CCA Wattis Institute в Сан-Франциско Йенс Хоффманн (Jens Hoffmann).
В этом году организаторы по-особенному отнеслись к выставочному пространству и архитектуре выставки, над которой работали японские студии Ryue Nishizava of Sejima и Nishizava and Associates (SANAA). А графический дизайн разработан совместно с бюро Jon Sueda of Stripe из Сан-Франциско.
АВТОР: Владимир Поляков