Парагвай: Америка, которую вы не знаете
Парагвай – страна неизвестаня большинству туристов, имеющая репутацию одновременно бедной и непривлекательной. Но это реноме не лишено домыслов и предрассудков. В этой противоречивой стране закрутилась причудливая смесь строгости и аскетизма средневековых испанцев, яркость и причудливая первобытность индейцев-гуарани, рациональность и безликость современной эпохи. Любителям экзотических напитков Парагвай известей благодаря чаю матэ, а ценителям мировой литературы – благодаря романам Маркеса, Борхеса, Амаду и Карпентьера, в которых сказки и легенды индейцев скурпулезно впелетены в строгую католическую реальность, привнесенную конкистадорами.
Безусловный плюс туристической поездки в Парагвай – это его безвизовость для граждан Украины. В скором времени также парламенты Бразилии и Аргентины должны ратифицировать отмену виз для украинцев, путешествующих с туристической целью. Поэтому наверняка вы сможете за время одной поездки в Южную Америку посетить минимум три страны.
Какой бы маршрут вы не выбрали, путешествуя в преисполненный загадок и романтики Парагвай, в большинстве случаев последним отрезком нескольких авиастыковок станет полет из бразильского аэропорта Сан-Паулу Гуарульюс в столицу Парагвая Асунсьон. Полет занимает чуть более двух часов на борту парагвайской авиакомпании TAM (Transportes Aereos del Mercosur). Авиабилет в обе стороны со стыковками в Париже и Сан-Паулу можно приобрести в пределах $1200.
Голливудские фильмы приучили нас к мысли, что любое путешествие в Южной Америке предполагает поездку из пункта А в пункт Б на стареньком автобусе (поезде, самолете), в котором аккуратный представитель США или Евросоюза с безупречным чемоданчиком делит замкнутое пространство с миловидными крестьянами с их нехитрым скрабом – курами, гусями и поросятами. И хотя из Сан-Паулу в Асунсьон вы будете лететь на современном комфортабельном аэробусе, что-то будет подсказывать, что американский кинематограф был недалек от истины. В частности, не стоит удивляться или пугаться, если в момент снижения и посадки половина пассажиров не отреагируют на рекомендацию пристегнуть ремни. И это несмотря на весьма ощутимую турбулентность. Автор этих строк был свидетелем того, как буквально в ста метрах от земли до момента приземления пара миловидных пассажирок вскочили со своих мест и стали фотографировать в проходе между кресел. Стюардесса, вместо того, чтобы усадить их на места, присоединилась к импровизированной фотосессии. И вот, наконец, мягкая посадка, после бессонной ночи над Атлантикой. Здравствуй, вторая по бедности (после Боливии) страна Южной Америки.
Город Успения
Парагвай находится приблизительно в тех же широтах, что и Египет, из чего легко можно сделать предположение о климате этой страны. С той лишь разницей, что климат здесь более сухой ввиду отсутствия моря или океана, а лето в Южном полушарии приходится на декабрь-февраль, а зима – на июнь-август. Выйдя из самолета в июньскую зиму, вы ощутите волну холодного по местным меркам воздуха, температурой 28-30 градусов Цельсия.
Асунсьон был основан в 1537 году испанскими конкистадорами. С испанского «Асунсьон» переводится как Успение, а полное название города звучит как Nuestra Señora Santa María de la Asunción, что значит «Город Успения нашей госпожи Святой Марии Богородицы».
Многим туристам из цивилизованной Европы Асунсьон представляется серым, архитектурно бедным и безликим. Что ж, в этом есть доля истины, но если уж вы рассчитываете на то, что высокая стоимость перелета на край света является гарантией вычурных архитектурных форм и отелей all-inclusive, то глубоко ошибаетесь.
В немного грустном облике города до сих пор сохранились черты той колониальной эпохи: прямоугольные кварталы геометрически правильной скупой формы, католические церкви и соборы, построенные иезуитами, одноэтажные дома с коваными решетками балкончиков и оград. На обрывистом берегу реки Парагвай возвышается президентский дворец, выполненный в стиле парижского Лувра.
Сердце города – площадь Героев, место паломничества и поклонения. Там находится Пантеон Героев – мавзолей с останками выдающихся деятелей Парагвая и одновременно памятник погибшим в войнах солдатам. Парагвайцы с большим пиететом относятся к этому месту: слишком много жизней унесли войны. В истории Парагвая было две особенно кровопролитных войны: Чакская и Парагвайская. Последняя унесла жизни почти 90% населения страны! Территориальные притязания соседней Боливии и отсутствие четких границ, разделяющих Боливию и Парагвай, привели к конфликтным ситуациям между двумя странами, а затем и кровопролитным военным действиям (Чакская война, 1932-1935 гг.), что весьма невыгодно отразилось на финансово-экономическом положении Асунсьона и всего Парагвая.
После такого удара (против него воевали все сопредельные государства одновременно) Парагвай так и не смог оправится, что крайне негативно сказалось на его экономике. И как ни странно именно эти войны в наибольшей степени связывают нашу некогда необъятную Родину с этой удивительной страной: много русских белых офицеров-эмигрантов участвовало в борьбе за независимость Парагвая. Одна из улиц Асунсьона до сих пор носит имя начальника генштаба И.Т. Беляева.
После окончания Второй мировой войны, в которой Парагвай, заявивший о своем нейтралитете, не принимал непосредственного участия, Асунсьон стал прибежищем для многих офицеров Германии, скрывающихся от возмездия за совершенные ими военные преступления. С 1954 по 1989 г. в столице размещалась резиденция реакционного генерала Стресснера, установившего в стране военно-полицейскую диктатуру. В 1989 году в Парагвае произошел военный переворот, который привел к свержению диктатуры.
В центре города расположены различные мастерские, магазины дешевой техники, продуктовые магазинчики, различные кафе. Ассортимент, предлагаемый ими, очень скуден и однообразен. Более-менее приличные здания перемежевываются с ветхими лачугами. Контраст еще более силен при взгляде на правительственные здания, которые не имеют какого-то одного квартала, а рассредоточены по всему городу.
Несмотря на экономическое неблагополучие, культурная жизнь столицы Парагвая весьма разнообразна. Часто проходят концерты народной музыки с массовыми гуляниями и многочисленные футбольные матчи. В городе открыта консерватория, где можно послушать игру симфонического и военного оркестров. Академия изящных искусств, которой в прошлом году исполнилось 100 лет, проводит выставки произведений живописи и скульптуры парагвайских художников. В середине декабря в городе проходит Праздник чудес Святой Девы — одно из самых зрелищных и захватывающих действ страны.
Огромное число музеев поведают обо всех аспектах жизни, истории и культуры Парагвая: Национальный музей, Музей истории Парагвая, Музей этнологии, авторские собрания в «Галерия-Текника», на общее обозрение выставлена коллекция монет Центрального банка страны, имеются также Музей полиции на Серро-Кора, работает Культурный центр республики, Музей клуба автолюбителей и туристов Парагвая, музей института Отрос, Музей парагвайского союза ветеранов (тут присутствует изрядная коллекция фотографий и предметов эпохи войны Чако 1930-х годов). На территории ботанического сада открыт посетителям Музей естественной истории Хардин-Ботанико. Еще один военно-ориентированный музей принадлежит Министерству обороны, Почтовый музей, частный Еврейский музей на улице Сакраменто.
Очень интересен музей мифологии индейцев гуарани Рамона Элиаса в пригороде Асунсьона Капиата. В нем находятся скульптуры наиболее известных и почитаемых героев мифов, и любой местный житель с радостью поведает вам миф о заинтересовавшем персонаже.
Есть и другая сторона города. На многие километры вдоль реки тянутся трущобы бедняков. Туда настоятельно не советуют ходить, иначе рискуешь остаться без денег и одежды. Даже полиция не часто забредает туда. Мусор вывозят на лошадях. На дорогах водители не соблюдают правила дорожного движения. В пригороде Асунсьона расположена индейская резервация – грустное место, где люди живут в сараях в условиях абсолютной антисанитарии.
Лучше джунглей могут быть только джунгли
Большинство достопримечательностей Парагвая расположены не так уж далеко от Асунсьона – в пределах короткой поездки на автомобиле. При этом на север, по направлению к границе с Боливией, путешественника будет ждать неприглядная равнинная местность, местами населенная индейцами. Съехав с единственной скоростной трассы Рута Транс-Чако, можно приобрести изделия индейцев, которые тут продолжают жить тем же размеренным ритмом, что и их предки сотни лет назад. В отличие от живущих в городской резервации Асунсьона, здешние индейцы более миролюбивы. Если повезет, в здешних местах вы можете увидеть ягуаров и пум – главное, оставаться при этом в машине.
Но основные достопримечательности находятся на востоке и юге от Асунсьона. Это, например, курорты вблизи озер Арегуа и Сан-Бернардино (всего несколько километров от столицы), а также центр мастеров ткацкого дела Итагуа, где производят ткани, по толщине сравнимые с паутиной.
Западнее находится Каакупо, самый важный религиозный центр Парагвая, место ежегодного паломничества. А на юг от Асунсьона и Каакупо находится национальный парк Игуасу, где произрастают густые непроходимые джунгли и населенный представителями дикой природы. Это гигантская экосистема с огромным разнообразием птиц и животных: попугаи от самых маленьких, волнистых, до огромных Ара с неподдающимся описанию по своей красоте и яркости оперением; туканы, обитающие только в этом регионе; колибри, фламинго, фазаны и многие другие птицы. Помимо птиц можно увидеть крокодилов, лемуров, удавов, обезьян. Тут же находится Национальный парк Серро-Кора, область сухих тропических лесов и саванн, расположенных среди крутых одиноких холмов. Тут находитсязнаменитая Доколумбовая пещера и древние наскальные рисунки.
Парки упираются в реку Парана, которая простирается тут с Востока на Запад на несколько сотен километров – по этому отрезку проходит граница между Парагваем и Аргентиной. И тут же находится один из великих водопадов Южной Америки – Игуасу. Устремляющиеся вниз потоки как будто соединяют навечно границы трех государств- Бразилии, Аргентины и Парагвая.
Во время путешествия в пределах границ этих государств стоит посетить Итайпу – крупнейшую в мире ГЭС (или вторую в мире, что, впрочем, не важно). В переводе с наречия индейцев племени гуарани Итайпу означает «звенящий камень». ГЭС расположена на реке Парана, на границе двух государств – Бразилии и Парагвая. Платные автобусные экскурсии на плотину отъезжают от здания с надписью Visitors’ Center.
На плотине Итайпу с одинокими путешественниками с постсоветского пространства возможны курьезы. Дело в том, что украинским туристам для въезда на территорию Парагвая виза не нужна, в то время как для Бразилии еще действует визовый режим (вот-вот он должен быть отменен решением Парламента этой страны). А вот россиянам для посещения Парагвая необходима виза, в то время как в Бразилию для них въезд безвизовый. Между небольшими населенными пунктами на приграничной территории двух стран ходит ничем не примечательный рейсовый автобус, проезжающий через электростанцию Итайпу. Очень часто этот автобус проезжает пограничные пункты двух государств, даже не останавливаясь. Дело в том, что Бразилия и Парагвай входят в Меркосур – южноамериканский аналог Европейского союза. Только вот аналога Шенгена тут нет — украинца на территорию Бразилии не пустят, если у него есть штамп о въезде на территорию Парагвая. Пограничники тут весьма расслабленные — они полагают, что на автобусах из Бразилии в Парагвай и наоборот могут ездить только бразильцы и парагвайцы, весь автобус им проверять неохота, поэтому и пропускают автобусы через границу спокойно. В общем, будьте внимательнее. Если в итоге сядете не в тот автобус и выйдете перед самой границей, то просто будьте готовы к тому, что сомнительные личности будут вам совать в руки рекламные буклеты абсолютно бесполезных местных супермаркетов и т. д. Главное — не давать понять, что вы вообще с другого конца света и не паниковать. Наверняка вскоре мимо проедет такси-мотоцикл (!), который и вернет вас в «родной» Парагвай.
Река Игуасу отделяет Бразилию от Аргентины и впадает в реку Парана, которая отделяет Бразилию от Парагвая. Водопады находятся на месте встречи рек, образуя каскады воды, звуки которой слышны за несколько километров. Плюс экскурсии со стороны Парагвая в том, что тут можно максимально близко подойти к водопаду. Отсюда открывается лучший вид на знаменитую «Глотку Дьявола» (место, где высота падающей воды достигает 80 м). Огромные вихри брызг создают радуги необычайной красоты. Водопады Игуасу на 20 м выше и в два раза шире Ниагарского водопада и насчитывают 275 струй, спадающих со ступеней, ширина которых достигает почти 3-х километров. Недалеко от водопада также находится каменный обелиск, олицетворяющий восстановление партнерских отношений трех государств после затяжных войн.
В нескольких десятках километров от водопада и обелиска находится миссия иезуитов Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана, возникшая в начале 18 века. На фоне обветшалых руин Сан Игнасио и Санта Мария внимание привлекает отреставрированная церковь, а также пара фешенебельных отелей с бассейнами и весьма комфортабельными номерами.
Истина в калебасе
Один из брендов Парагвая – это национальный напиток мате, отвар из ветвей парагвайского поддубника. Индейцы испокон веков употребляли его в качестве тонизирующего средства. Мате содержит матеин – алкалоид, подобный действующим веществам кофе и чая, но с более мягким действием. Поэтому напиток позволял без отдыха совершать многодневные переходы, возводить исполинские сооружения, используя лишь самые примитивные инструменты, и расчищать под посадку маиса непроходимые джунгли.
В отличие от кофе и черного чая мате содержит очень большое количество микроэлементов. В нем присутствует магний, кальций, железо, практически все витамины и холин – вещество, понижающее уровень холестерина в крови.
Откуда аборигены лесистых равнин Парагвая узнали о чудодейственных свойствах поддубника, неизвестно. Легенды о происхождении мате достаточно стандартны и сводятся к тому, что куст был получен бедным крестьянином в подарок от богини луны Яре за оказанное гостеприимство во время ее странствий по земле. Как бы там ни было, но когда европейцы впервые ступили на землю Парагвая, мате уже был широко распространенным напитком.
Моряки, питаясь в плавании сухарями и солониной, за время путешествия по просторам Атлантики болели цингой. Вот тут и пригодилось индейское снадобье. Оно прекрасно справлялось с авитаминозом. Вскоре мате пил практически весь испанский флот. Правда, церковь, не пытавшаяся разобраться в причинах целебного действия парагвайского чая, тут же объявила его колдовским зельем. Естественно, что и светская власть, не желавшая связываться со священной инквизицией, незамедлительно объявила мате вне закона. Нелегальное положение сохранялось до тех пор, пока в Парагвае не появились иезуиты. Предприимчивые братья сразу же оценили доходы, которые могут принести поставки этого чая в Европу, и, используя свои связи, добились «легализации» мате. Так в Парагвае появились первые плантации.
В Старом Свете напиток иезуитов пользовался большим спросом, а его стоимость превышала цены на кофе и чай. Но мода па парагвайский чай не была долговечной. Европу, а потом и Южную Америку захлестнула волна революций и войн. Тут уже было не до экзотики. Восстановление мате в своих правах началось в З0-е годы XX века на фоне увеличения спроса на предметы этнокультуры. Тогда же вышла на рынок аргентинская фирма Las Marias, до сего дня сохраняющая положение лидера по производству парагвайского чая.
Сбор листьев начинается в марте-апреле. Урожай с каждого деревца можно собирать всего раз в три года. Зато обдирают деревце подчистую – снимают всю зелень вместе с молодыми побегами. В отличие от традиционного чая, в котором ценность имеют лишь верхние розетки листьев, в мате самая лакомая часть – это кора однолетней веточки, в которой накапливаются ароматические вещества.
Каждый уважающий себя парагваец или аргентинец пьет мате не менее двух раз в день – накануне полудня и около 7 вечера. Попить мате собирается вся родня и близкие – калебас (специальный кувшинчик – классический калебас изготавливается из высушенной тыквы) пускают по кругу, начиная с хозяина дома. Мате заливается водой до 6-8 раз. Высшая степень доверия и уважения со стороны парагвайца – если вас пригласят на такую семейную церемонию.
АВТОР: Владимир Поляков