Национальные парки США: сокровище нации
Идея национального парка стала результатом американского рационализма: 1 марта 1872 года американский президент Улисс Грант подписал акт о создании первого в мире такого парка. Одним из доводов, который убедил Конгресс принять это решение, стала бесполезность Йеллоустоуна: на территории будущего парка не было ни плодородных земель, ни полезных ископаемых.
В наше время национальный парк – это охраняемая природная территория. В отличие от заповедников в национальных парках разрешена контролируемая рекреация. Менеджмент парка направлен на постоянное сохранение хрупкого баланса. С одной стороны, туризм приносит доход. С другой – чрезмерная эксплуатация территории может привести к необратимому разрушению ее природы.
Самый большой национальный парк мира – Гренландский. На данный момент в Европе существует 359 парков. Большое значение национальные парки имеют для экономики многих африканских стран (например, в Кении экологический туризм стоит на втором месте после сельского хозяйства по прибыльности). Всего в США насчитывается около четырехсот национальных парков и заповедников. Около 20% иностранных туристов посещают национальные парки в США. Сами американцы также очень любят путешествия на природе и с удовольствием посещают свои национальные парки.
Жемчужины Нового Цвета
Около 50 национальных парков США – это ареалы абсолютно нетронутой природы, где разгуливают экзотические животные, а звуковой фон создаёт лишь пение чудных птиц и лишен каких-то намеков на деятельность человека. Все национальные парки отличаются друг от друга уникальными природными объектами и дивным животным миром. Наиболее яркие «жемчужины» Нового Света – это Долина Монументов и Брайс-Каньон в Юте, Гранд-Каньон (он же Большой каньон реки Колорадо) в Аризоне, и Гавайские вулканы.
Долина монументов – это часть плато Колорадо, поверхность которого разрушилась за миллионы лет, а из более твердых пород сформировались монументы неповторимых очертаний. Наиболее известные из этих образований имеют свои собственные названия. Например, образование «Варежки» напоминает поднятые вверх кисти рук, а «Настоятельница» очень похожа на фигуру монахини во время молитвы. В Долине Монументов находится резервация индейцев навахо, которые являются лучшими гидами. Эта долина всегда привлекала почитателей прекрасного — местные скалы поражают воображение большинства посетителей. Здесь снимались некоторые сцены из таких фильмов как «Форрест Гамп», «Назад в будущее 3» и многочисленных вестернов.
Знаменитый Гранд-Каньон входит в десятку крупнейших национальных парков Соединенных Штатов. Ежегодно 4 миллиона гостей Аризоны приезжают сюда с целью увидеть это чудо природы. Национальный парк Гранд-Каньон был основан в 1916 году с целью сохранения устья реки Колорадо, которая методично продолжает углублять свое русло. Сейчас длина каньона составляет 446 км, а максимальная ширина достигает 29 км. Следы эрозии на стенах каньона создали неповторимые и величественные картины из оползней и обвалов.
Расположенный на юго-западе Юты национальный парк Брайс-Каньон (площадью 145 кв. км) получил свое наименование от названия одного из амфитеатров, созданных течением реки Пария. Река и поныне изменяет вид каньона, формируя причудливые башни и шпили, которые впечатлят кого-угодно. Очень богат животный и растительный мир парка: только одних цветов тут произрастают более четырехсот видов, в заповеднике живут сотни видов животных.
Парк Гавайские вулканы расположен на островах и обязан своей известностью действующему вулкану Килауэа (1247 м над уровнем моря), который остается одним из наиболее активных вулканов на планете. Местные жители могут днями рассказывать легенды о «слезах Пеле» (маленькие застывшие капли лавы) и «волосах Пеле» (лава, застывшая в форме нити). Пеле – гавайская богиня, которая по преданиям обитает в этом вулкане. Дополняют великолепную картину парка вулканы Мауна-Лоа (4 169 м над уровнем моря) и Мауна-Кеа (4 205 м над уровнем моря, при этом высота от подножия составляет более 10 000 м).
Земля серы и огня
Американские национальные парки стали результатом ностальгии перекочевавших со Старого Света переселенцев. Первые поселенцы, прибыв в Америку, не увидели ни роскошной архитектуры средневековой Европы, ни приличных дорог: Старый Свет был для американцев культурным ориентиром: каждый обеспеченный американец обязательно посещал Европу и возвращался домой с чувством неполноценности.
Лишь в середине 19-го века молодая американская нация стала искать свои отличительные черты. На волне романтизма и национального подъема они обратили внимание на свою еще непокоренную природу. В ней они увидели источник гордости и духовности своего народа (а после – и неплохой источник дохода). Ведь старая Европа не могла похвастаться просторами великолепной дикой природы.
Первым прецедентом законодательно закрепленной охраны дикой природы стала Йосемитская долина, расположенная в горах Сьерра-Невада. В 1864 году президент Авраам Линкольн подписал акт о передаче Йосемита штату Калифорния с условием его охраны. Но национальным парком территория стала лишь в 1890 году. Йосемит привлекал своими живописными пейзажами и спокойной, умиротворенной природой.
Первый же официально признанный национальный парк – Йеллоустоун, напротив, впечатлял необычностью. Он расположен на территории древних вулканов, деятельность которых до сих пор не затихла. В результате природа одарила эту территорию множеством диковинок – горячими источниками, гейзерами, грязевыми извержениями.
В 1807-1808 гг. Джон Кольтер, участник первых исследовательских экспедиций на запад Америки, пересек часть будущего парка и описал его как «землю огня и серы». Соотечественники не поверили Кольтеру, а описанную местность в шутку называли кольтеровский ад.
В последующие 40 лет охотники за пушным зверем рассказывали о кипящей грязи, окаменевших деревьях и животных. Лишь в 1859 году исследователь Фердинанд Хайден отправился в экспедицию для изучения Йеллоустоуна, но суровые снегопады заставили его отступить. А начавшаяся гражданская война надолго заблокировала все исследования.
Следующими «гостями» Йеллоустоуна стали трое горняков – Аэвид Фолсом, Чарльз Кук и Уильям Патэрсон. Они посетили Йеллоустоун в 1869 году, но журналы отказались печатать их материалы, сочтя за небылицы. Пресса сдалась только после экспедиции под руководством Генри Уошбурна. Журналисты Корнелиус Хеджес и Уолтер Трамбалл, которые приняли в ней участие, опубликовали в 1870-1871 гг. ряд убедительных статей в популярных газетах. Особый интерес вызывала история о Трумэне Эвертсе, который отстал от экспедиции и провел 37 дней в глуши Йеллоустоуна, пока его не нашли.
В 1871 году в Йеллостоун снова вернулся Фердинанд Хайден. На этот раз его экспедицию уже финансировало государство. Он подготовил для Конгресса 500-страничный отчет с фотографиями Уильяма Генри Джэксона и картинами Томаса Морана.
Паровоз – двигатель туризма
После экспедиции Хайлена началось лоббирование создания национального парка на территории Йеллоустоуна. В этом процессе активным игроком оказалась компания Northern Pacific. Она прокладывала железнодорожные пути на Запад по поручительству государства, получив в обмен право владеть обширными земельными участками, в том числе и на север от Йеллоустоуна.
Ажей Кук, собственник Northern Pacific, взял будущий парк под свою опеку. Он понимал, что туристы, которые захотят посетить Йеллоустоун, будут путешествовать по его железной дороге. Northern Pacific принялась строить ветку к парку, на длительное время монополизировав транспортное сообщение с Йеллоустоуном.
Именно Ажей Кук профинансировал участие в экспедиции художника Томаса Морана. Мистер Кук хорошо понимал важность роли художников и журналистов в рекламе создаваемого парка, а сам Томас Моран был воодушевлен рассказами о Йеллоустоуне и очень хотел посетить «землю огня и серы». Кук одолжил художнику $500 и написал рекомендательные письма. Кроме того, он предоставил всей экспедиции Хайдена бесплатный проезд до Йеллоустоуна.
После возвращения из экспедиции Моран написал картину «Большой каньон Йеллоустоуна» размером 7×12 футов. На переднем плане он изобразил человеческие фигуры, чтобы снизить страх зрителей перед неизвестной природой, показать ее более «домашней». В июне 1872 года Кук организовал публичный показ картины, разослав пресс-релизы и приглашения влиятельным людям. Картину Морана приобрел Конгресс и поместил ее в Капитолии. Фотографии и картины помогли убедить конгрессменов подписать акт о создании национального парка.
После того как Northern Pacific взяла под свою опеку Йеллоустоун, ее примеру решили последовать и конкуренты. Например, Иосемит стал «подопечным» компании Southern Pacific. Постепенно и другие железные дороги стали использовать те преимущества, которые им предоставляли расположенные поблизости участки дикой природы.
Northern Pacific устраивала ознакомительные поездки по Йеллоустоуну для банкиров, издателей, бизнесменов. Ранним летом компания отправляла в парк и журналистов, чтобы они успели написать статьи о Йеллоустоуне до начала туристического сезона. Northern Pacific издала путеводитель с фотографиями парка, сделанными Фрэнком Ажеем Хайнесом, который бесплатно распространялся на Востоке.
Владельцы национальных железных дорог эта активно взялись за пропаганду отдыха на территории Америки. Одна из рекламных кампаний так и называлась «Для начала повидайте Америку!» Газета «Нью-Йорк Тайме» писала: «Зачем нам ехать в Швейцарию, чтобы увидеть горы, и Исландию, чтобы увидеть гейзеры?»
Впрочем, лишь богатые люди могли позволить себе путешествовать в поезде. Поэтому железнодорожные компании ориентировались на обеспеченных клиентов, предоставляя им эксклюзивные условия. В газетах даже писалось, что дороговизна подобного отдыха очень благоприятна, потому что избавляет уважаемых пассажиров от нежелательных попутчиков из низшего сословия.
Аля поездок в Йеллоустоун использовались так называемые пульмановские вагоны, разработанные в 1867 году Джорджем Пульманом. Роскошные купе были обиты плюшем, в них располагались удобные кровати. Пассажиры отдыхали в гостиных с диванами и пианино. Передвижная кухня предоставляла изысканные обеды, а в вагонах-церквях можно было послушать проповеди священника и игру на небольшом органе.
В 1892 году Northern Pacific полностью завершила строительство железнодорожных веток, которые подходили к парку. После прибытия на вокзал туристы пересаживались на специальные дилижансы, сиденья которых были повернуты в одну сторону, чтобы удобно было любоваться пейзажами. Туристы проводили в парке 4-5 дней, останавливаясь на ночь в роскошных отелях.
Армейский финал
Железнодорожные компании строили множество отелей на территории парка. После ряда банкротств, слияний и других изменений сеть отелей, созданных Northern Pacific, просуществовала до 1979 года под названием «Йеллоустоун Парк Компани». После этого ее гостиницы выкупило государство, которое сейчас сдает их в аренду компании «Амфак Парке энд Ризортс».
Самый известный отель Йеллоустоуна – «Старый служака», расположенный возле одноименного гейзера. Он построен в 1903-1904 гг. и на то время был архитектурным новшеством. Другие гостиницы ничем не отличались от городских гостиниц Нью-Йорка, Лос-Анджелеса или Сан-Франциско. При строительстве «Старого служаки» были использованы только природные материалы, камень и дерево. В его дизайне преобладали элементы, напоминающие о простых хижинах первопроходцев. Архитектор Роберт Ример при строительстве отеля избегал прямых линий, чрезмерного усложнения, подчеркивая единство здания с окружающим его ландшафтом. Но при этом номера «Старого служаки» были оснащены всем необходимым, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно.
Кроме отелей и дорог вокруг Йеллоустоуна формировались и другая инфраструктура. Например, Фрэнк Джей Хайнес и его сын Джек Эллис были официальными фотографами Йеллоустоуна и вдоль дорог Хайнес построил несколько фотомагазинов. В начале 20 века некая миссис Крамер открыла лавку для обслуживания туристов. Вскоре она продала свой магазин Чарльзу Хамиль-тону, что положило начало целой сети. В 1967 году потомки Хамильтона приобрели и магазины Хайнеса.
Надо признать, что бизнес в парке был неприбыльным. Конгресс поначалу не финансировал Иеллоустоун. Первый смотритель парка Натаниэль Лангфорд работал даже без зарплаты. Правительство надеялось, что парк
булет развиваться за счет предпринимателей. Но далеко не все были готовы инвестировать в чудеса природы.
Минимум денег государство выделило Йел-лоустоуну лишь при его втором смотрителе Филетусе Норрисе, который занял эту должность в 1877 году. При нем были проложены первые дороги, но он не мог противостоять браконьерам и вандалам. Порядок в парке наступил лишь после 1886 года, когда управление передали американской армии.
Парковый конвейер
К началу 1890-х национальные парки стали пользоваться все возрастающей популярностью. Богатых людей было не так много, поэтому железные дороги были вынуждены создавать более доступные вагоны. Менялось и отношение к природе и отдыху. Когда-то богатые посетители смотрели на пейзажи только из окошек карет. Теперь туристы хотели принимать активное участие в общение с природой – сплавляться по рекам, ходить в походы. Наряду с роскошными отелями стали развиваться дешевые туристические лагеря. Southern Pacific даже не снимала плату за провоз снаряжения.
Но стоимость проезда на железной дороге продолжала сдерживать многих туристов. В 1905 году Иеллоустоун посетило лишь 13 тыс. человек с момента его основания. В 1915 – прибыло около 52 тыс. туристов, 45 тыс. из них приехало на поезде. Но вскоре у железной дороги появился сильный конкурент – автомобиль. Длительное время руководство парка запрещало автомобилистам заезжать на территорию. Считалось, что они создадут проблемы на узких дорогах, по которым передвигались 400 туристических дилижансов.
Официально автомобили были допущены в парк 1 июня 1915 года. Туристический бизнес мгновенно отреагировал на эти изменения, и путешественникам уже предлагались поездки не на дилижансе, а на машине. В 1923 году в Йеллоустоун прибыло уже 100 тыс. туристов. «Высота» в 1 млн. посетителей была взята в 1948 году, 2 млн. – в 1965, а 3 млн. – в 1992. В 1978 году парк был внесен в Список мирового наследия ООН. Всего же за год систему национальных парков США посещает до 300 миллионов человек.
Автор: Владимир Поляков