11 сентября – теракт, который изменил мировой туризм
Сегодня исполняется ровно 12 лет с момента терактов в США, которые, по всеобщему признанию, стали самым черным днем в истории мирового туризма. Фактически они разделили его историю на «до» и «после» 11 сентября, пишет tourprom.ru.
Напомним, что в этот день 2001 года угнанные террористами Аль-Каиды гражданские самолеты протаранили две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а также здание Пентагона в Вашингтоне. Еще один лайнер разбился в штате Пенсильвания. Тогда в общей сложности погибло почти 3 тыс. человек, а мировая экономика впала в стагнацию.
Примечательно, что после столь масштабных терактов многие аналитики от турбизнеса предсказывали всего лишь затишье в отрасли, которое, по их мнению, должно было продлиться не более 2-3 месяцев… Однако оправдались самые пессимистичные прогнозы: 11 сентября стало толчком к структурной перестройке авиа и туристического бизнесов, после которой многие компании выжить не смогли. Прежде всего, кризис коснулся рынка авиаперевозок: американские и европейские пассажиры все разом испугались летать. Катастрофическое снижение спроса привело к банкротству ряда крупнейших авиакомпаний: сила шока от терактов была настолько сильна, что еще полгода самолеты большинства авиаперевозчиков летали полупустыми даже несмотря на громадные скидки на авиабилеты.
При этом, помимо банкротства одних перевозчиков и слияния других, на рынок стали активно выходить авиакомпании новой формации – так называемые «дискаунтеры» или «лоукосты» – перевозчики, ведущие бизнес с максимальным сокращением издержек. Лоукост компании сумели сломать стереотипы, перепрограммировать свой бизнес, сконцентрировали внимание на том, что до последнего времени казалось не заслуживающей внимания рутиной и тем самым доказали правоту своего подхода. Для пассажиров перелеты по Европе на дискаунтерах сравнялись по стоимости с городскими поездками на муниципальном транспорте, например, автобусах.
В то же время, за прошедшие 11 лет многие «киты» авиабизнеса обанкротились либо сокращали свои маршрутные сети, парк самолетов и сотрудников, выпрашивали государственные субсидии… Помимо авиаперевозчиков на трагические события в Америке моментально отреагировали и иностранные туроператоры. В тот момент, когда генсек Всемирной туристической организации Франческо Франджиалли пытался успокоить мир, заверяя, что «теракты в США, конечно, нанесли существенный ущерб мировой туриндустрии, но вряд ли помешают развитию отрасли в этом году» и что «краха не будет – будет спад роста», туроператоры принимали массовые отказы клиентов от поездок не только в США и на Ближний Восток, но и вообще куда бы то ни было.
Ситуация развивалась лавинообразно. Чартеры в страны арабского Востока исчезли почти полностью или были сокращены до минимума. По признанию зарубежных туроператоров, отказы от поездок носили массовый характер и доходили до 90%. Например, итальянские и немецкие операторы практически полностью сняли свои брони в отелях Египта и ОАЭ. Их самолеты прилетали заполненными лишь на 10%. В течение первого года после терактов в Германии обанкротилось и закрылось около 700 турагентств и бюро путешествий. Правда, нужно отметить, что в этот же период открывались новые. Но в основном это были попытки оставшихся без работы специалистов туротрасли открыть свой собственный бизнес. Впрочем, по сравнению с масштабом банкротств это была не волна, а жалкий всплеск.
Любопытно, что турфирмы в России и Украине отреагировали на изменившуюся ситуацию позже всех. Многие держались до последнего, не желая признавать очевидного. О реальном сокращении чартерных программ большинство туроператоров объявили лишь через полтора месяца после терактов. В целом в тот год даже постсоветский турист, славящийся своим нигилизмом к опасностям, решил не рисковать.
Впрочем, катастрофическое снижение уровня цен ниже себестоимости привлекло некоторую долю новых туристов, любителей съездить «на халяву»: например, осенью 2001 года в разгар «высокого» сезона полный турпакет в Египет с перелетом и питанием HB можно было приобрести всего за $150-180. Отели Эмиратов формально цены не снижали, но рассылали туроператорам спецпредложения: например, полный пансион при оплате только завтрака, дополнительные бесплатные ночевки и прочие блага (тогда в отеле Burj Al Arab можно было провести ночь за 400 долларов – что почти на порядок ниже обычной стоимости самого дешевого там номера). Частично демпинг спас ситуацию, но даже в таких «райских» условиях на каждые 3-4 брони в Египет или ОАЭ поступал один клиентский отказ.
И все же, постсоветский турист подтвердил свое звание самого «бесстрашного» в мире: привыкшие к стрессам и у себя дома, большинство наших соотечественников решили не отказываться от спецпредложений. «Наш» турист тоже бывает подвержен шоку, но зато отходит от него гораздо быстрее иностранцев. Уже к весне рынок стал стабилизироваться, а летом – даже расти. Сказался «отложенный спрос». Этот рост был бы более быстрым, если бы не другие «страшилки»: война в Ираке и эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году. Затем последовал начавшийся в 2004 года и продолжившийся в 2007 и 2008 годах резкий рост цен на авиатопливо. А в 2008 году в мире грянул финансовый кризис, на волне которого сначала случилась целая череда банкротств авиакомпаний, а затем – и крупных туроператоров.
Восстановленные события лишний раз доказывают сложность туристического бизнеса, который напрямую зависит от перипетий мировой политики и прочих катаклизмов, предугадать и отреагировать на которые зачастую турфирмам бывает очень сложно.
Фото: www.mbmahiquesarch.wordpress.com