Сергей Тарута: бездействие военных может провоцировать дальнейшие масштабные безобразия
Минимум 9 административных зданий на востоке Украины остаются под контролем пророссийских сил, сообщает Украинская служба «Голоса Америки».
Требования, предъявляемые группами сепаратистов, существенно отличаются: от свертывания проевропейскими демонстрантами своего городка на Майдане в Киеве и до отмены обязательной вакцинации и биометрических паспортов. При этом акции протеста, часто перерастающие в вооруженные противостояния, крайне негативно отражаются на экономике области. По грустной иронии судьбы, Донецкая область в советское время занимала в Украине II место после Крыма по внутреннему турпотоку – и именно здесь сразу после Крыма нарастают народные волнения, подогреваемые сепаратистами из РФ. Урегулировать ситуацию предстоит губернатору Донецкой области – миллиардеру Сергею Таруте.
Он с сожалением констатирует, что происходящие в течение последних двух недель события очень сильно влияют на жизнь и безопасность донетчан.
«Мы видели агрессивные действия протестующих. К большому сожалению, три недели назад у нас погиб один мирный житель, который вышел выразить свое мнение на площади. Он был атакован агрессивно настроенными молодыми людьми, которые не участвовали в риторике, а вышли с арматурой и холодным оружием», – говорит губернатор Донетчины.
То, что происходит в течение последних недель, – это, по его мнению, наиболее печальное, что было в истории Донбасса после Второй Мировой войны. Внезапно в регионе появились вооруженные люди в военной форме, которые захватывают помещения, призывают и заставляют мэров городов писать заявления об увольнении – тех мэров, кого выбрала община села, поселка, города, района. Это, безусловно, негативно влияет на жизнь Донецкой области.
«Шоком является и то, что среди этих вооруженным людей, которые вооружены последними образцами оружия, являются представители России. Они даже не скрывают этого: они так и представлялись мэру города Славянска. У наших правоохранительных органов много доказательств того, что наша соседняя страна, которая близка нам по духу, отправляет сюда тех, кто несет не мир и процветание, а кто сеет разруху и наполняет ужасом наши сердца и души», – говорит Сергей Тарута.
Губернатор Донецкой области условно выделяет три группы сепаратистов. Первая группа – это идейные протестующие. Они хотят, чтобы Донецкий регион жил лучше. С ними ведут активный диалог, обсуждают вопросы и убеждают их в том, что власть едина с ними в желании, чтобы была возможность проводить референдумы по таким важным вопросам, как статус территории (но не территориального устройства страны), чтобы центральная власть слышала Донбасс, чтобы Донбасс не имел никаких внешних угроз. По словам Сергея Таруты, здесь позиция власти и демонстрантов совпадает, конфликта по сути нет, существует диалог – пусть и несколько напряженный, но диалог.
Вторая группа протестующих – это те, кто прикрывается идеологической платформой, но не ведут диалога и не согласны с действительно идейными патриотами региона. Эти люди выступают против и не готовы к диалогу. Однако, несмотря на отсутствие конструктива в общении, протестующие, относящиеся к этой группе, в целом неагрессивны и не представляют угрозы.
Третья группа – агрессивна и вооружена. Эти люди не хотят никакого диалога и держат в страхе регион. К счастью, протестующих на площади становится все меньше и меньше, потому что они понимают: основной агрессивной частью руководит не идея улучшения жизни, а желание внести хаос в жизнь Донбасса.
«Именно они – третья группа – находятся в здании Донецкой областной государственной администрации и, по данным правоохранительных органов, имеют много оружии я. Мы предложили всем, кто сейчас находится в здании ОГА, амнистию и договорились об этом с и.о. Президента Украины в обмен на освобождение здания и сдаче оружия. Многие согласились сразу, однако радикально настроенная часть, под давлением российских военных, отказалась сложить оружие», – констатирует Сергей Тарута.
Губернатор также обеспокоен поведением милиции. По его словам, последние годы милиция не обеспечивала общественный порядок, а наоборот – прикрывала беспорядок. Милиция разучилась эффективно работать и защищать закон. Кроме того, все события на Майдане и после Майдана психологически отразились на эффективности их деятельности.
«Если бы мы имели эффективную милицию, а у нас в области более 18 тыс. правоохранителей, мы смогли бы спокойно решить все вопросы: и с захватом административных зданий, и с вооруженными группировками. – Говорит Сергей Тарута. – Слава Богу, мы имеем и другие примеры, например, как это было в Горловке, где руководитель милиции, рискуя своей жизнью, отстаивал интересы закона. Он продемонстрировал всему личному составу, как необходимо защищать свою Родину и государственные символы. Это очень хороший пример, который станет основой для новых идеалов несения службы».
Губернатор Донецкой области также отметил, что события, которые происходили на Майдане в Киеве, были восприняты многими жителями Донетчины как оскорбление. Потому что они имели свою власть, начиная от Президента и заканчивая министрами: то были или выходцы, или ставленник Донбасса. Когда была борьба против власти, то это была борьба, в их понимании, и частично против них. Естественно, что восприятие тех событий довольно больно отразилось на жителях региона.
Сергей Тарута уверен: его задача – вести диалог со всеми слоями населения, подключать к диалогу всех публичных лидеров. Это необходимо, чтобы в процессе общения дать донетчан правильные цели и заверить в том, что несмотря на проблематичность ситуации, власть в состоянии справиться со всеми проблемами.
Комментируя возможность возобновления активной фазы антитеррористической операции, СергейТарута отметил, что нельзя действовать танками против безоружных людей. С такими людьми необходимо говорить, и они имеют право вести диалог. Если они не хотят разговаривать, значит, они реализуют другой сценарий.
«Наша задача – меня, как председателя ОГА, моей команды и других политиков – это общение. Мы должны понять основные проблемы, которые их волнуют, и вместе с гражданами решать эти проблемы. Мы знаем, как это делать, и киевская власть нас слышит. – Заверил губернатор Донетчины. – На сегодня у нас появился диалог, и главная задача не потерять этот шанс».
В то же время, по его словам, те люди, кто появляются сегодня на улицах Донбасса с оружием, не хотят слышать никакого голоса власти, они хотят видеть другую картину. Они не отражают реальных устремлений населения Донбасса – местные жители точно не хотят никаких военных: ни с одной стороны, ни с другой.
«Но когда нападают на военные части, которые должны заботиться о национальной безопасности, я думаю, что ни в одной стране мира не позволили бы нападать на военных. Поэтому, в данном случае, иногда бездействие военных может провоцировать дальнейшие масштабные безобразия», – подытожил губернатор Донецкой области.