Украинцы избегают отдыхать на родине
Блестящий шанс развить туристическую индустрию, появившийся в прошлом году, Украина упустила. Высокий туристический сезон в Украине открылся скверной погодой. Но отечественные отельеры не дождутся шквала отдыхающих, а бюджеты курортов – потока финансовых поступлений вовсе не из-за дождливого июня, пишет Светлана Голландс в журнале Корреспондент.
Тут дело в другом. Начавший было свое бурное развитие внутренний туризм схлопывается. Украинцы или вновь остаются на дачах, или – коль уж едут – стараются отправиться за границу.
За границу, судя по данным статистики, едут даже те, кто раньше там не бывал. И это притом что в 2015-м шанс действительно был: поток наших соотечественников, традиционно отдыхавших за рубежом, сократился на 68%, а число внутренних туристов выросло на 35-40%. Такие данные приводит Всеукраинская ассоциация туроператоров и бизнес-аналитиков Райффайзен Банк Аваль. Теперь же, несмотря на наметившееся было оживление в рядах потенциальных отпускников, люди снова хотят за кордон.
Внутренний провал
«Многие из тех, кто в прошлом году уехал на украинские курорты (особенно в южном направлении), остались недовольны, — поясняет директор Центра развития туризма в Украине Владимир Царук. — Традиционно низкий уровень сервиса и слабо развитая инфраструктура при достаточно высоких ценах оттолкнули людей. Они увидели, что буквально за эти же деньги могут достойно отдохнуть на зарубежных курортах. Скажем, Турция, лишившись российских туристов и стремясь сохранить поток за счет отдыхающих из других стран, выступила сейчас с очень привлекательными условиями и использует все популярные инструменты — скидки, акции, предварительное бронирование».
В нынешнем сезоне, по информации Царука, Турция будет безусловным лидером: туда направится около 1 млн украинцев. Кроме того, 150-160 тыс. наших соотечественников пакуют чемоданы в Грузию, чуть меньше – в Испанию. Среди новых ближних направлений – Молдова, из экзотических – Занзибар, говорит коммерческий директор компании Tez Tour Ukraine Аркадий Маслов. Но там счет отдыхающих идет буквально на единицы.
А вот число украинцев, планирующих остаться на курортах внутри страны, по мнению Маслова, подсчитать невозможно. Официальная статистика некорректна. Значительная доля соотечественников, избравших отпуск «в домашнем режиме», обходится без участия турфирм и агентов, люди часто селятся в отели и кемпинги, которые юридически таковыми не являются и по сути остаются нелегальными отелями.
По мнению большинства опрошенных нами экспертов, на фоне падения интереса к отечественным курортам будущее украинского туризма видится плачевным. Если в ближайшие годы мы не приведем в порядок курортное хозяйство, не изменим уровень сервиса, не научимся ценить отдыхающих и не сделаем при этом адекватными (то есть ниже, чем в Европе или Египте) цены, из Украины сбегут все отпускники. И будут «кормить» своими накоплениями экономики чужих государств.
«Развитие внутреннего туризма может затормозиться уже в этом году, поскольку не обновляется инфраструктура и нет серьезных инвестиций в эту сферу, — говорит Царук. — Государство должно рекламировать туристические преимущества и создавать позитивный имидж своим курортам. Так это делают в большинстве европейских стран».
Не едут
Иностранные гости тоже к нам не спешат. Это притом что Украина как страна победившей революции достоинства в мире по-прежнему на слуху и – как утверждают сами турагенты – мода на нее все еще сохраняется.
Несмотря на наши многочисленные живописные места, безусловно хороший климат, прославленные источники целебных вод и не менее знаменитые памятники культуры. И даже – несмотря на явную дешевизну жизни в пересчете на постоянно девальвирующую гривню.
Не хотят, не едут… Главным образом, по той же причине, по какой все меньше хотят отдыхать в Украине сами украинцы: никудышный гостиничный сервис и отсутствие элементарных условий для полноценного отдыха. Плюс патологическое желание операторов отечественной сферы услуг заработать лишнего на иностранцах. Все это на фоне военных действий и постоянного негативного информационного фона вокруг нашей страны отбивает желание даже у самых горячих поклонников молодой украинской демократии, любителей экстрима и восточноевропейской экзотики.
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям WTTC, за минувшие три года число зарубежных туристов, посетивших Украину, сократилось в пять раз. Почти во столько же – и объемы средств, оставленных ими в нашей стране ($ 5,85 млрд в 2013 году против $ 1,3 млрд в 2015-м).
Криминальный или медицинский?
Если в Украине не заработает въездной и внутренний туризм, через пару сезонов отрасль как таковая может уйти на дно, всерьез встревожены аналитики.
Между тем принято считать, что каждая гривня, вложенная в туротрасль, «вырастает» в 3,5 грн в других отраслях: в легкой и пищевой промышленности, агросекторе, строительстве, сфере услуг. Одним словом, мультипликатор. История знает немало случаев, когда государства, сделав ставку на туризм, выкарабкивались из не менее глубокой, чем сейчас у нас, рецессии — благодаря индустрии отдыха и развлечений.
«Туристическая отрасль – это локомотив, который способен двигать всю экономику, — считает Царук. — В Украине у нее невероятный потенциал, однако он практически не используется и никогда не использовался за все годы независимости. Хотя украинский туризм мог бы давно и достойно выйти на международный уровень».
Маслов согласен: мог бы, но при условии, если в мировой туриндустрии появится такой профессиональный продукт, как украинский туризм. Именно профессиональный. «Нужно этот туристический продукт создать, взлелеять, отрекламировать. И красиво поставить на полочку в турагентствах Берлина, Парижа и Лондона, где турагенты предложат его конечному потребителю, — говорит Маслов. — Увы и ах, этого у нас не было и нет…»
Экс-министр экономики Виктор Суслов, в частности, полагает, что одним из наиболее перспективных для иностранцев мог бы быть украинский медицинский туризм. У нас уже есть качественная база, вышедшая на европейский уровень, хорошо подготовленные специалисты, при этом цены на многие медицинские услуги в разы ниже мировых.
«Иностранцы уже сегодня охотно едут в Украину лечить зубы, поправлять здоровье на водах и так далее. И это можно поставить на поток. Но для этого необходима целенаправленная взвешенная государственная программа», — отмечает Суслов.
Во главе всех углов
С государственной программой у нас не сложилось. Минэкономразвития в минувшем году создало Департамент по вопросам туризма – и на этом, по сути, участие государства в развитии отрасли завершилось. В то же время, по мнению экспертов отрасли и участников турбизнеса, сдвигать украинский туризм с мертвой точки следует исключительно на высшем политическом уровне. Собственно, так практикуется во всем мире.
«Страны не становились мировыми туристическими центрами до тех пор, пока первые лица не возглавляли движение по продвижению своих государств, — говорит глава Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха. — Давайте вспомним, как во Франции Шарль де Голль лично инициировал развитие туризма.
Франция думала о том, как она будет привлекать туристов, даже во время войны! В Украине участников отрасли в высших эшелонах власти не слышат. Любые попытки достучаться до Кабмина, до Минфина разбиваются железным «Несвоевременно!». А время уходит. На популяризацию туризма нужны немалые средства. Пока же государство выделяет мизер, остальное – сами участники рынка, но этого, разумеется, недостаточно».
Царук считает, что следует, не брезгуя никакими доступными инструментами, инициировать привлечение инвестиций в отечественный турбизнес.
«В Грузии, которой за несколько лет удалось поднять свою туротрасль на европейский уровень, применили налоговые льготы для инвесторов в гостиничную недвижимость, — приводит пример эксперт. — Например, тем, кто строил в Батуми отели вместимостью от 100 номеров, было позволено в качестве своеобразного бонуса открывать там казино.
Если заходил крупный инвестор и собирался возводить большой гостиничный объект, власти отдавали ему землю за символический $ 1. Грузия – не исключение. Так делают во всех странах, где туризм – приоритетная отрасль. У нас в Украине, где не самый богатый курортный сезон – он достаточно короткий, — для привлечения инвесторов в отрасль нужны уникальные преференции и максимально благоприятные условия – в том числе по налогам, по цене на землю».
«Если что – свалим!»
Инвесторы тем временем не спешат. За минувший год в экономику Украины в целом вошло меньше $ 4 млрд прямых иностранных инвестиций. Деньги вкладывались в производственные предприятия, учреждения финансовой и страховой сфер. Но не в туризм. Туроператоры и аналитики рынка в один голос пеняют на неблагоприятный фон: война, по их мнению, отгоняет и инвесторов-толстосумов, и отдыхающих.
Впрочем, сами инвесторы, присматривающиеся к украинской коммерческой (в том числе и отельной) недвижимости, не склонны во всем винить одну войну. И не в одних лишь налоговых преференциях видят счастье.
Сергей Овчинников, партнер компании Ukraine Turnaround Real Estate Fund, убежден: главная причина медлительности солидных «долгоиграющих» инвесторов – в отсутствии интересных проектов. А также в зыбком законодательстве, не защищающем ни частную собственность инвесторов, ни их средства.
«Война ни при чем – военные действия происходят во многих точках мира, но туда идут инвесторы. Важно, чтобы была здоровая деловая среда, исчезли коррупционные скандалы, работало профессиональное правительство (а не группа чиновников, получивших портфели по квотам), — отмечает эксперт. — Пока же в Украину направляется только спекулятивный капитал на краткосрочные проекты, страна рассматривается им как товарный рынок. Никто не рискует брать на себя высокие обязательства и привлекать большие долгие средства инвестфондов. Все меряют свой коммерческий интерес очень коротким периодом и руководствуются принципом «Если что – свалим!».
А может, и впрямь нам нынче не до туризма – не те времена? Вот уляжется все – тогда и отдохнем, и инвесторы, глядишь, сами подтянутся.
Голубаха не согласен: как раз сегодня нужно срочно браться за развитие туринфраструктуры. Для этого и повод хороший есть – Евровидение на носу. «Когда готовится инфраструктура для приема туристов, растет уровень комфорта, а с ним – и качество жизни в принимающей стране, — говорит эксперт.— И это главный эффект. Ждешь гостей, убираешь дом – и самому приятно там жить становится!». Возразить трудно.